Изделия из слоновой кости считаются одними из самых роскошных сокровищ в мире. Эти средневековые произведения искусства, популярные в Европе, Византии и исламе, были как священными, так и светскими. Скульптура из слоновой кости, вырезанная из бивня слона или его заменителей, была устойчивой формой искусства в культурах всего мира, от древнего Ближнего Востока до Японии и Африки к югу от Сахары.
Она особенно ценилась в классическом римском мире и его потомками, включая Византийскую империю, христианскую Европу и исламский Ближний Восток.
С широко распространённой модой на средневековые произведения искусства из слоновой кости производство этих небольших скульптур во многом зависело от торговых путей и отношений.
Слоновая кость как материал в средневековых произведениях искусства
Гладкий, плотный и прочный бивень слона — хороший материал для тонкой, детальной резьбы. Самая ценная слоновая кость у африканских слонов, чьи бивни длиннее и лучше подходят для скульптуры, чем у индийских слонов. Европа не является местом обитания слонов, и европейцам приходилось импортировать слоновую кость. Поэтому
геополитика торговых путей играла большую роль в средневековом производстве слоновой кости.
Тот, кто контролировал торговые пути на Ближнем Востоке, имел большой доступ к слоновой кости, добытой из глубин Африки. Это было преимуществом для
Римской империи, исламского мира и Византийской империи в её ранние века. Однако поставки слоновой кости в христианскую Европу варьировались в зависимости от её постоянно меняющихся отношений с исламской Северной Африкой.
За исключением примерно века готического периода, слоновая кость была относительно редкой для европейцев.
В Северной Европе моржовая кость была обычным и более распространённым заменителем. Хотя она в целом похожа на слоновую кость, имеет более жёлтый цвет, чем чисто белый цвет слоновой кости. Моржовая кость также имеет немного другую текстуру, которая не способствует таким тонким и чётким деталям. Соответственно, она обычно использовалась для менее престижных предметов, в то время как запасы слоновой кости сохранялись для важных религиозных работ.
Фото: thecollector.com
Например, знаменитые шахматы Льюиса вырезаны из моржовой кости. Иногда использовались и другие типы костей и зубов животных. Хотя в просторечии все они могут называться слоновой костью.
Европейские культуры со вкусом к резьбе по слоновой кости, у которых не было материалов для её производства, таких как династии Каролингов и Оттонов, иногда также повторно использовали слоновую кость, счищая с поверхности существующие узоры, а затем повторно вырезая их с более низким рельефом. Однако примерно с 1230 по 1330 год н.э. слоновая кость стала достаточно доступной в Северной Европе, чтобы традиция светской резьбы по слоновой кости процветала, особенно в Париже.
Византийская империя производила как священные, так и светские изделия из слоновые кости, часто следуя римским прецедентам, в то время как в исламском мире слоновая кость обычно была элитным светским предметом.
Вырезание средневековой скульптуры из слоновой кости
Большинство средневековых скульптур из слоновой кости были рельефно вырезаны на кусках слоновой кости с плоской спинкой, хотя существует также много полностью закруглённых изделий. Такие скульптуры могут быть с более высоким или низким рельефом, иногда даже прорезаны насквозь. В отличие от средневековой скульптуры из камня, например, на церковных порталах, средневековые произведения искусства из слоновой кости обычно не окрашивались полностью.
Фото: thecollector.com
В частности, в Европе слоновая кость была слишком драгоценной, а её чисто белая отделка слишком высоко ценилась, чтобы это можно было скрыть, хотя отдельные участки могли быть выделены краской или позолотой.
Предметы из слоновой кости также могут быть инкрустированы цветным стеклом или полудрагоценными камнями, в частности, для создания глаз фигур, или появляться вместе с покрытиями и драгоценными камнями как часть более крупного составного объекта. Там, где это действительно имело место, роспись и позолота обычно плохо сохраняются на средневековых скульптурах из слоновой кости.
По необходимости предметы из слоновой кости делались относительно маленькими. Хотя бивни слона могут быть довольно большими, их длинная изогнутая форма ограничивает возможные размеры цельного куска слоновой кости. Кроме того, внутренняя сердцевина не подходит для резьбы. Однако более крупные предметы можно было сделать из серии меньших частей слоновой кости с рельефным орнаментом. Такие наборы табличек часто были разбросаны по коллекциям музеев по всему миру, иногда без каких-либо записей об объекте, который они когда-то украшали.
Фото: thecollector.com
Набор прямоугольных пластин из слоновой кости составляет внешнюю облицовку Трона Максимиана VI века, декоративного трона византийского производства для епископа Равенны, Италия. В то время как ныне разбросанный набор табличек из оттонской слоновой кости, называемой Магдебургской слоновой костью в честь её немецкого места происхождения, когда-то украшал до сих пор неопознанную церковную обстановку. Таблички из слоновой кости также использовались для изготовления религиозных диптихов и триптихов, а также для формирования коробок с крышками, называемых шкатулками.
Множество функций табличек из слоновой кости
Диптихи из слоновой кости происходят от римской традиции консульских диптихов. Консульские диптихи, пары табличек из слоновой кости, скреплённые вместе, как обложки книг, были, по сути, древними записными книжками. Барельефная скульптура украшала наружную часть, а внутри были восковые таблички для письма. Что-то вроде партийных подарков, консульские диптихи были подарками, которые имперские политики преподносили высокопоставленным сторонникам после достижения ранга консула. Некоторые византийские политики продолжили традицию консульских диптихов, но многие такие таблички в конечном итоге были переделаны заново.
Диптихные таблички в классическом стиле также часто находили новую жизнь в составе роскошных книжных обложек, называемых переплётами сокровищ. Такие таблички могли быть вырезаны заново для этой цели, а иногда их просто повторно использовали в том виде, в каком они были.
Фото: thecollector.com
Со схожими формами, но разными функциями священные диптихи и триптихи (то же самое, но с тремя панелями) появляются и в западноевропейском, и в византийском мире как орудия частной молитвы. Соединённая двух- или трёхпанельная форма аналогична церковным алтарям, только в меньшем масштабе для домашнего использования.
Уже популярная как византийские иконы, эта традиция зародилась в Западной Европе в готический период, когда слоновая кость была в изобилии, и частные покровители могли заказывать такие работы. Эти диптихи и триптихи обычно изображали такие сцены, как Распятие, и фигуры, такие как Дева Мария и Младенец Христос, в архитектурных рамах в готическом стиле. Для таких маленьких объектов эти религиозные панели могут быть удивительно детализированы и наполнены множеством изображений.
Трёхмерная скульптура
Слоновая кость также использовалась для изготовления отдельно стоящих религиозных скульптур, особенно статуэток Девы Марии с младенцем Христом. Кроме того, фигурки Христа на кресте из слоновой кости часто висят на больших распятиях, сделанных из слоновой кости или другого материала.
Фото: thecollector.com
Ассоциации между белым цветом слоновой кости и идеей чистоты сделали слоновую кость подходящим материалом для изображений Христа и Марии.
Не случайно эти фигуры часто принимают форму изогнутого слоновьего бивня. Эта особенность особенно заметна в традиционной позе стоящих скульптур Девы Марии из слоновой кости.
Называется «готический стиль», и, возможно, это частично делалось для того, чтобы приспособить изгиб бивня к более высоким скульптурам.
Поскольку средневековые скульпторы, как правило, работали со слоновой костью, а также с другими материалами, можно заметить влияние готики в деревянных и каменных скульптурах того периода.
Светская слоновая кость
Другие небольшие средневековые произведения искусства из слоновой кости, популярные в Европе, Византии и исламских странах, включали, среди прочего, шкатулки, пиксиды, гребни, задние поверхности зеркал, рукоятки ножей и игровые предметы.
Шкатулки — это маленькие прямоугольные коробки с откидными крышками, которые были популярным предметом роскоши в классическом и средневековом мире. Они состояли из отдельных пластин, соединённых между собой и иногда закреплённых на деревянном стержне. В центрах резьбы по слоновой кости Византийской империи шкатулки из слоновой кости могли производиться серийно с различными пластинами стандартных размеров, доступными для выбора покупателям.
Фото: thecollector.com
Между тем пиксида представляет собой цилиндрический контейнер с крышкой. В отличие от шкатулки, стенки пиксиды были сделаны из цельного цилиндра из слоновой кости с дополнительным основанием и крышкой. И шкатулки, и пиксиды обычно покрывались рельефными изображениями. Как правило, шкатулки и пиксиды были роскошными светскими предметами, которые использовались для хранения таких вещей, как украшения, духи, косметика. Соответственно, они были украшены светскими мотивами. Темы любви и ухаживания были популярны, поскольку эти средневековые произведения искусства часто использовались как подарки при ухаживании или для заключения брака как для мужчин, так и для женщин.
Западноевропейские примеры обычно изображают сцены из рыцарской романтической литературы, такие как Роман де ла Роуз и
сказки о короле Артуре. В Византии были популярны сцены из классической литературы и мифологии. Исламские образцы, в том числе из Аль-Андалуса (исламская Испания) и Сицилии, находящейся под влиянием ислама, часто изображали сцены царственного досуга, такие как охота и создание музыки в пышных садах, а также животных, вырезанных в глубоком рельефе. Поскольку они, как правило, не были религиозными объектами, исламские изделия из слоновой кости часто изображали фигуративные предметы.
Во всех случаях средневековая скульптура из слоновой кости использовала те же стили и мотивы, что и другие произведения искусства того же времени и места, такие как рукописная живопись, каменная скульптура, фрески или мозаики.
Более поздние произведения искусства из слоновой кости
Несмотря на их первоначальный светский контекст, как шкатулки, так и пиксиды со всего средневекового мира могли легко выполнять священные функции в более поздние периоды. Поскольку византийские и исламские средневековые произведения искусства считались верхом роскоши, западноевропейские христиане, приобретавшие эти предметы, использовали их в качестве реликвариев и вместилищ для освящённых хлеба и вина.
Фото: thecollector.com
Даже наличие куфического (разновидность арабского) письма на многих исламских предметах не лишало их права считаться потенциальными христианскими реликвиями. Так же, как золото и драгоценности, слоновая кость была очень желанным материалом в средние века — иногда священным, но всегда роскошным. Вот почему многие классические, византийские и исламские резные изделия из слоновой кости находятся сегодня в сокровищницах европейских соборов. Их часто модифицировали и комбинировали с другими драгоценными предметами разного времени и места происхождения.
Резьба по слоновой кости не была исключительной для древних или средневековых произведений искусства. Она пользовалась популярностью в разные периоды вплоть до скульптур в стиле ар-деко начала 20 века.
Сегодня законная забота о благополучии животных положила конец традиции резьбы по слоновой кости. Даже рынок исторической слоновой кости сейчас жёстко регулируется. Тем не менее, средневековые скульптуры из слоновой кости по-прежнему высоко ценятся и представлены в музейных коллекциях по всему миру.