Затопленные руины майя в месте паломничества Samabaj дают бесценное представление о верованиях и традициях древней цивилизации.
В 1998 году гватемальский аквалангист заметил что-то странное, скрывающееся в глубинах озера Атитлан. Его открытие привело к десятилетиям раскопок, в ходе которых были обнаружены руины древнего места паломничества майя: забытого острова огромного религиозного значения.
Подобно мезоамериканской Атлантиде, затопленный город оставался заброшенным, невидимым и нетронутым более тысячи лет.
Раскопки Samabaj дают уникальную возможность засвидетельствовать остатки цивилизации майя, совершенно незатронутые грабежами, вандализмом и колониализмом. Что этот огромный затонувший остров может рассказать о жизни и верованиях древних майя?
Руины майя Samabaj: значение Святого острова
В начале было только томное море и одно только тёмное небо в космосе. То есть до тех пор, пока боги-творцы Тепеу и Кукуматц не изменили всё. Приказав водам расступиться и земле подняться из чернильных глубин, боги сотворили землю. Они велели воде «отойти и подняться, и земле подняться», и таким образом по их повелению «пустое место да наполнится!» родилась земля. Так, согласно «Пополь-Вух», «Библии майя», возник мир.
Озеро Атитлан (что означает «водное место» на языке коренного народа науатль) расположено в зелёных юго-западных высокогорьях Гватемалы. Окружённое кольцом возвышающихся вулканов, светящееся пространство озера напоминает то самое место, описанное в древней истории сотворения мира. Хотя оно всё ещё гудит с определённой духовной силой, семнадцать столетий назад озеро выглядело немного иначе. У него был остров с одинокой вершиной, окружённый водой и окружённый горами. Этот остров для древних майя идеально моделировал архетипический первозданный ландшафт. Физическое место представляло собой самый центр космоса, где произошли первые акты творения богов.
Фото: thecollector.com
На протяжении веков, начиная примерно с пятого века до нашей эры, почитаемый остров служил местом паломничества, и его посещали верующие со всех концов высокогорья Гватемалы. Там, на священном острове, священники посещали множество религиозных святынь и памятников. Святые люди изучали следы дыма в небе, интерпретируя божественные послания, посылаемые богами жрецам и паломникам.
Стихийное бедствие
Но всё это исчезло где-то между 250 и 300 г. н.э., когда произошло извержение мощного вулкана Атитлан. Вырвавшись из недр земли, лава и мусор покатились вниз к выходу из озера. Из-за безвозвратно забаррикадированного единственного дренажного канала и продолжающегося притока ручьёв и осадков уровень воды в озере Атитлан начал подниматься. В течение года, нескольких месяцев или, может быть, даже нескольких коротких недель поднимающиеся воды вернули себе остров, полностью поглотив землю вместе с её сокровищами и храмами. Волны, грозившие пробить пороги храмов, вынудили святых и паломников покинуть свой священный остров.
К тому времени, как подъём уровня воды остановился, остров площадью тридцать акров был поглощён более чем двадцатью метрами воды.
Обнаружение скрытых сокровищ Samabaj
Остров и его затонувшие руины майя могли бы быть навсегда потеряны для истории, если бы не аквалангист по имени Роберто Самайоа. В 1998 году Самайоа заметил что-то странное, скрывающееся на дне озера. Заинтригованный, дайвер связался с археологами, чтобы сообщить им о том, что оказалось руинами майя в затопленном месте.
Сначала археологи отнеслись к этому скептически, предположив, что какие-то осколки глиняной посуды, должно быть, упали в озеро. Только в 2007 году, когда Самайоа привёз свои собственные фотографии подводных каменных лестниц, площадей и даже общественной площади, исследователи поняли масштабность открытия. Эти затонувшие руины священного острова майя были нетронутыми реликвиями, снимками, сохранившимися во времени, которые никто не видел и не трогал с тех пор, как они исчезли под водой.
Фото: thecollector.com
Руины майя Samabaj, совершенно нетронутые урбанизацией или мародёрами, абсолютно уникальны.
В цивилизации майя нет другого места, которое было бы так прекрасно защищено от собственного разрушения.
Вероятно, никогда не будет известно настоящего названия острова. Но Самайоа дал тогда ещё безымянному месту часть своей фамилии в сочетании со словом киче абадж, означающим «камень». Теперь у таинственных руин майя почти затерянного мира было имя: Samabaj.
В течение следующих изнурительных пяти лет проведения этих подводных раскопок руины Samabaj майя начали раскрываться, давая своим новым посетителям возможность заглянуть в древнюю цивилизацию майя и былую славу острова, впервые за более чем 1700 лет.
В мутных водах Атитлана было обнаружено не менее шестнадцати священных сооружений. Комплекс включал в себя семь стоящих каменных стел, подтверждающих статус Samabaj как места глубокого религиозного значения. Ведущий археолог Соня Медрано и её команда исследовали это место в поисках дополнительных подсказок относительно того, что остров значил для древних жителей майя. Они собрали воедино появляющуюся картину привлекательного комплекса, который был построен в тонко сбалансированной гармонии с его важным природным окружением. Исследователи обнаружили три каменных причала - неоспоримое свидетельство продолжающегося притока лодок с паломниками, переправляемыми на священный остров и обратно, самый большой из которых всё ещё виден, где когда-то был берег острова.
Толпы высадившихся паломников ждал крутой склон холма, окружённый двумя длинными гребнями застывшей лавы, направляющими их к главной площади: величественному «акрополю» Samabaj. Эта площадь шириной более пятидесяти ярдов была рассчитана на то, чтобы вместить сотни прихожан, собравшихся для наблюдения за ритуальными танцами, жертвоприношениями и другими типичными церемониями майя.
Фото: thecollector.com
На острове также, похоже, было несколько постоянных жителей. К юго-западу от острова было обнаружено тридцать жилых домов — скорее всего, владения постоянных жителей Samabaj; персонал, их семьи и священники.
Жизнь и ритуал на Священном острове
Невероятные руины майя Samabaj могут помочь углубить понимание религиозных верований и ритуалов древних майя. Были обнаружены по крайней мере две сауны, подобные тем, что были найдены в других местах поклонения древним майя. Сауны или «парилки» были невероятно важной частью не только поклонения, но и медицины.
Паломники использовали потовые ванны для духовного очищения перед тем, как отправиться к святыням, а также для исправления болезней или предполагаемых дисбалансов в теле.
Ещё одна интересная находка — обожжённый человеческий зуб — предполагает, что в Samabaj жрецы держали жертвенные огни, которые использовались для создания пророческих столбов дыма, из которых они истолковывали божественные послания. Зрители на берегах окружающего материка могли бы наблюдать за полыхающими огнями словно из огромного природного амфитеатра.
Для ума двадцать первого века зрительский характер этого может показаться напоминающим другие древние примеры кровавого зрелища — возможно,
римские гладиаторские игры. И действительно, у майя есть (несколько несправедливая и, конечно, преувеличенная) репутация кровавых ритуалов и человеческих жертвоприношений. Но причина использования майя человеческих жертвоприношений может быть объяснена религиозной концепцией, известной как «k’ex». Это относится к вере майя во взаимную жертвенную плату.
Человеческая жизнедеятельность, как и всё остальное в мире природы, было частью цикла: посадка, выращивание и потребление. Но за всё, что берут люди, за всё, что дают боги, должна быть цена. В этом заключается зловещее последствие. Чтобы оплатить свой долг, люди должны были кормить богов, питая их благовониями, дымом, хвалой и, да, иногда кровью.
Фото: thecollector.com
Сочетание столетий колонистской пропаганды и сенсаций в средствах массовой информации охарактеризовало древних майя как исключительно жестоких и садистских, упивающихся кровавыми ритуалами, отрубанием голов, вырезанием сердец и потрошением своих жертв с ошеломляющей регулярностью. К сожалению, в этих рассказах есть доля правды. Но, как показал антрополог майя Стивен Хьюстон, такое низведение народа майя до насильственных карикатур не может отдать должное цивилизации майя по двум важным причинам. Во-первых, он не даёт никакого контекста относительно причин ритуального жертвоприношения и концепции обмена кексом. Во-вторых, он не учитывает тот факт, что нет достаточных доказательств того, что доклассические или классические майя действительно очень регулярно совершали человеческие жертвоприношения или кровопускание.
Как указывает Хьюстон, майя часто использовали заменители, которые выглядели просто как кровь. В крайнем случае, подходила и красная краска и благовония («кровь деревьев»). В любом случае, продолжающиеся раскопки руин майя Samabaj, места глубокого духовного значения, несомненно, продолжат открывать всё больше и больше о древней жизни и религиозной практике майя.
Затонувший город
Можо только представить бесконечное чувство потери верующих, когда их священный остров начал исчезать у них на глазах. Постепенное вторжение воды, по крайней мере, дало жителям Samabaj время эвакуироваться, взяв с собой некоторые из своих самых ценных вещей. По остаткам на этом месте археологи пришли к выводу, что жители, уходя, забрали более важные переносные предметы. Менее ценная посуда по-прежнему разбросана там, где когда-то лежал берег Samabaj, рисуя картину перепуганных жителей, спасающихся бегством со своим самым ценным имуществом.
Фото: thecollector.com
Заброшенные предметы, теперь зарытые в почву на дне озера, могут быть датированы не позднее 300 г. н.э. На этом основании исследователи пришли к выводу, что извержение должно было произойти в конце периода, известного как доклассический период, когда великие города горной местности Гватемалы, доминировавшие в мире майя, рухнули и пали. По жуткому совпадению, примерно во время исчезновения Samabaj могущественные города Каминалджуйу и Такалик Абадж пережили жестокие потрясения, от которых им уже никогда не оправиться.
Хаос и насилие привели к резкому завершению доклассической эры. Старый порядок был мёртв, и вот-вот должен был начаться новый порядок.
Историки до сих пор пытаются определить причину такой резкой перестановки. Но какими бы таинственными силами ни были погружены майя из доклассического периода в классический, одно было несомненно: вершина цивилизации майя недвусмысленно сместилась вниз, в парные низменности Петена. Там знаменитые города
Тикаль и Эль-Мирадор поднимутся на необычайную высоту богатства и культурного величия перед своим загадочным падением.
Тем временем Samabaj занял своё место в истории — ещё одна заброшенная реликвия былого великолепия. Лежащий в водной могиле забытый священный остров стал нетронутой реликвией почти утраченного мира.
Руины Samabaj майя: реликвия древней цивилизации
По иронии судьбы трагедия Samabaj является и его триумфом. Его собственное разрушение и исчезновение защитили его от катастрофических последствий грабежей, урбанизации и колонизации, от которых пострадало так много других важных мест проживания коренных американцев.
Фото: thecollector.com
Редко есть возможность обнаружить такие невероятные остатки цивилизации майя, невредимые веками колониализма, которые пришли ей на смену. Продолжающиеся раскопки и исследование руин майя ей могут принести редкую и захватывающую встречу с далёким прошлым и бесценный взгляд на жизнь, верования и традиции древних майя.