«Вечер в Византии» - это один из наиболее известных романов популярного американского писателя Ирвина Шоу. Все его произведения неоднозначны и многогранны, но этот роман заслуживает отельного рассмотрения.
Это одно из самых лучших произведений, где превосходно раскрывается пример борьбы героя с самим собой, вернее, со своим положением “застоя”, из которого он выходит победителем.
В «Вечере в Византии» рассказывается о талантливом кинорежиссёре и сценаристе, который, подойдя к возрасту, многими именуемым “средним”, обнаружил в себе неспособность к дальнейшему успешному не только карьерному, но и личностному росту.
Попробовавший всё
Действительно, чего ещё может не хватать человеку, у которого есть дети, деньги, блеск пусть и давнишних, но лучей славы? Джесс Крейг давно не может ответить на этот вопрос. Он сам не знает, что ему нужно. Дела его в киноиндустрии давно уж кончены, лишь изредка доносятся новости про фестивали и новых “звёзд экрана”, которые потухают так же быстро, как и вспыхивают. Его бывшая жена Пенелопа постоянно связывается с ним по разным причинам и вопросам – видно, что она до сих пор не смирилась с разводом. Крейг смирился.
Ужели есть порох в пороховницах?
Когда неожиданно рядом появляется молодая репортёрша, которая явно ему симпатизирует, Джесс вдруг чувствует, что в нём что-то да шевелится, то есть жизнь ещё может если не бить ключом, то хотя бы приобрести живые краски. Но безмятежное существование, к которому он так привык, манит его назад.
Однако можно одобрить уже тот факт, что Крейг начал войну с самим собой. Бунт против накрепко закоренелых правил и устоев, как считал Альберт Камю, один из основоположников французского экзистенциализма, всегда является полезным, ибо покорность системе убивает все особенные и уникальные начала человеческой личности.
Если разум призывает его не лезть в мимолетные и ничего не обещающие связи, то сердце так и тянет туда, к этой замечательной и невинной на вид девушке. И однажды Крейг послушался второго своего советника.
Связь с Гейл, как можно было ожидать, не привела ни к чему серьёзному в плане надежд на совместное будущее и, но Джесс явно ощутил уколы в своей душе: он впервые за долгий промежуток времени вспомнил, что такое уметь чувствовать.
Победа и награда
Резко и неожиданно возникшая болезнь сбила его с ног, но не погубила его, дав подняться – жизнь предоставляет Крейгу повод задуматься о бессмысленности его бездействия. Это как бы намёк судьбы на то, что если он не сделает шаг вперёд, смерть заберёт у него эту последнюю возможность. И что он сделал? Просто взял и шагнул. А мир вокруг него стал казаться ему другим, окрашенным в светлые тона.