Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
2670
Флаг Auster[38]
1630
Флаг Jaaj.Club[42]
1351
Флаг Palevka-89[38]
619
Флаг Aist[39]
544
Флаг ka4ka[28]
439
Флаг tarakan[28]
416
Флаг Don Quijote[10]
208
Флаг gibulkaknop17[16]
205
Флаг BasK[10]
183

События

28.10.2024 12:17
***

Новая книга в издательстве "Коллекция Jaaj.Club" – "Дети Моря" от Елены Виховской уже в продаже!

Дети Моря - Елена Виховская

Не упустите возможность стать одним из первых читателей книги "Дети Моря" и окунуться в пучину захватывающих морских приключений.

***
25.06.2024 07:23
* * *

1 августа 2024 года
Jaaj.Club уходит в отпуск.

Отпуск Jaaj.Club

Что это значит, читайте в опубликованном анонсе.

* * *

Комментарии

нет, пока только текст)
10.11.2024 vassyap
А есть какие-то аккорды или мотив этой песни, которую Ева начала петь?
10.11.2024 Jaaj.Club
Скорей, они построят себе шикарную орбитальную станцию и переселятся все туда, а бедняков оставят на Земле задыхаться в смоге
10.11.2024 Formica
нужно что-то придумать, чтобы властьимущие наоборот инвестировали в жизни людей - колонизация планет?
09.11.2024 Jaaj.Club
Еще один мотив для войн. В старину воевали только из-за клочка земли, но с каждым столетием причин только прибавляется: власть, деньги, религия, потом появится долгожительство и одному Богу известно, что еще…
09.11.2024 Formica

Опрос

Что интересней прочитать в новых выпусках Jaaj.Club?


09.06.2022 Рубрика: История

Богини судьбы в греческой мифологии

Автор: vassyap
Богини судьбы — Клото, Лахесис и Атропос — были божествами в греческой мифологии, управлявшими человеческой жизнью. Вместе богини представляли неизбежную судьбу человечества.
7259 0 0 7 1783
Богини судьбы в греческой мифологии
фото: shuwany.com
Богини судьбы — Клото, Лахесис и Атропос — были божествами в греческой мифологии, управлявшими человеческой жизнью. Вместе богини представляли неизбежную судьбу человечества. В греческой мифологии они были божественными существами, которые олицетворяли рождение, жизнь и смерть человечества.

По мнению древних греков, действия человека были предопределены. У людей по-прежнему была свободная воля, но богини судьбы знали окончательный выбор и действия каждого человека.

В загробной жизни человека будут судить не по тому, какие дела он совершил, а по тому, как он отреагировал и справился с жизненными трудностями.

У каждой из трёх богинь судьбы была своя роль в плетении судеб человечества.

Первая из богинь: Прядильщица Клото


Богини судьбы на древнегреческом языке назывались Мойры. Это слово переводится как «выделенная часть» или «доля». Идея заключалась в том, что Мойры будут распределять отведенные человечеству части жизни. В процессе распределения судьбы или «долей» прежде всего, была Клото, «Прядильщица». Когда человек находился в утробе матери, Клото была обязана сплести нити его жизни.

Греческие мифы часто используют текстильные метафоры, чтобы передать неосязаемую судьбу.

Метафора часто появляется в описаниях, а также в искусстве, как плетение нитей на ткацком станке или, в некоторых случаях, прядение волокон в пряжу. Каждая нить представляла жизнь одной души. Эта нить будет следовать по пути жизни человека, включая его будущие выборы и действия, а также последствия, которые могут быть созданы. Клото начинала плести нить ещё до рождения человека, поэтому её имя часто называли во время беременности или в процессе рождения человека.

Выбор человечества не был абсолютным. Вместо этого была свобода, и судьба человека зависела от условного выбора. Богини судьбы принимают во внимание все решения и результаты, когда начинают плести нить.

Вторая богиня: Распределительница Лахесис


Лахесис была второй из Мойр, и её роль заключалась в том, чтобы измерять нить человеческой жизни. Её имя переводится как «Распределительница», что соответствует роли дающей жребий, той, кто выделяет часть земной жизни каждой душе. Лахесис будет определять, как долго человек будет жить и, следовательно, сколько испытаний ему предстоит пройти в жизни. Внутри нити лежит судьба каждой души.

«Это слово Лахесис, девственной дочери Ананке, души, живущие одним днём, теперь являются началом другого цикла смертного зарождения, где рождение является маяком смерти». (Платон, Республика 617c)

Третья богиня: Неотвратимая Атропос


Третьей сестрой была Атропос, чьё имя переводится как ««неотвратимая», неуклонно приближающая будущее. Имя указывает на её непоколебимое положение самой упрямой из богинь судьбы. Атропос была той, кто перерезал нить судьбы, и в точке перерезания земная жизнь заканчивалась.

Таким образом, Атропос отвечает за смерть человека. После разреза душа попадает в Подземный мир для суда, после чего она будет отправлена в Элизиум, Поля наказания или Поля Асфоделя.

«Приходит слепая Ярость с ненавистными ножницами / И разрезает тонкую жизнь». (Джон Мильтон, Лицида, 1. 75)

Роль Атропос была жизненно важной, она выбирала, как умрёт каждый человек. Она решала обстоятельства смерти — благородная или позорная смерть.

Мойры часто изображались старухами, а иногда и молодыми богинями, так что это во многом зависит от художественных предпочтений. Во многих произведениях искусства Атропос изображена в виде старухи — поскольку она выбирала, когда люди умрут, — а Клото в виде молодой женщины — поскольку она часто присутствовала при родах женщин. Их внешний вид, возможно, не был абсолютным, но одна согласованность в их изображении связана с ткацким станком или пряжей. Нить всегда является основным элементом для идентификации богинь судьбы. Они часто создают гобелены, изображающие жизнь человека.

Происхождение Мойр


В «Республике» Платона Мойры считаются дочерьми Ананке. Она была изначальным божеством неизбежности или необходимости. Элемент этой роли она передала своим детям, поскольку они стали символизировать как необходимость рождения, жизни и смерти, так и неизбежность судьбы, и события, которым суждено произойти в жизни человека. В качестве альтернативы в «Теогонии» Гесиода богиням судьбы предлагается быть дочерьми Никс, богини ночи.

Происхождение Мойр
Фото: shuwany.com

Это немного более мрачная интерпретация, поскольку Мойры как дочери Ночи предполагают мрачный и пессимистический взгляд на круговорот души в греческом мифе. Однако, будучи дочерьми Ананке, богини не бывают негативными или позитивными, они объективны в том смысле, что «эти события просто произойдут».

Третье предположение состоит в том, что Мойры — дочери Фемиды, богини справедливости и божественного порядка. Следовательно, они являются продолжением божественного порядка жизни — без них круговорот душ был бы в хаосе. Это указывает на представление греков о важности естественного порядка или баланса. Жизнь и смерть противостояли разрушительной природе хаоса.

Судьба и доля


Богини судьбы, или Мойры, и их дословный перевод как «распределители» тесно связаны с древнегреческим словом: meros, означающее «часть» или «жребий», и moros «рок» или «гибель». Эти термины обычно использовались вместе с Мойрами, поскольку считалось, что они давали «жребий» и назначали «гибель» или «рок», часто с мрачным оттенком смерти. Тем не менее, эти термины в древнегреческом языке также используются в обычных повседневных действиях, таких как раздача мероса или «порции» еды каждому обедающему.

Древнегреческая мысль часто была озабочена долями, отведёнными человечеству, и тем, как каждый человек получит свою долю; будь то в таких общих чертах, как пища, земля или сокровища, или в таких абстракциях, как слава или смерть.

Богини судьбы: выбор Ахилла


В случае с Ахиллесом, греческим героем, сражавшимся в Троянской войне, ему была назначена его «доля» или «мойра» (доля от целого) сокровищ после того, как греки разграбили город. Его уделом была женщина по имени Брисеида. В гомеровском обществе женщины рассматривались как имущество и призы, точно так же, как скот и мебель. Однако Агамемнон, царь греков, из жадности потребовал отдать Брисеиду ему. После того, как у него отняли Брисеиду, Ахилл был крайне оскорблён. Взять её означало взять назначенную богиней судьбы «долю» Ахилла. Это было большим оскорблением как его чести, так и его идентичности как человека.

В результате Ахиллес отказался сражаться за царя, и греки потерпели колоссальное поражение против троянцев, хотя именно троянцам суждено было потерпеть поражение. Ахиллесу также суждено было иметь в своей жизни два пути: если он будет сражаться под Троей, он никогда не вернётся домой, но его слава будет длиться вечность. С другой стороны, если бы Ахиллес вернулся домой, а не воевал под Троей, то он прожил бы долгую жизнь со своей семьёй, но был бы со временем забыт.

Мелеагр и Алфея


В мифе о Мелеагре Мойры играют значительную роль.

Мелеагр был молодым принцем Древней Греции из Аркадии. После рождения богини судьбы стояли рядом с младенцем, который отдыхал в своей кроватке у огня, и обсуждали его будущее. (В некоторых сказаниях Мойры появлялись через три дня после рождения младенца, чтобы прясть нить судьбы).

Богини судьбы в греческой мифологии
Фото: shuwany.com

Богини судьбы не могли сойтись во мнениях. Две сестры, Лахесис и Клото, считали, что у младенца должно быть славное будущее, и великая слава последует за ним в загробной жизни. Однако Атропос указала на горящее полено в огне и заявила, что ребёнок погибнет, как только полено полностью превратится в пепел. Мать Мелеагра, по имени Алфея, подслушивала у двери и слышала разговор Мойр. Она бросилась внутрь и схватила полено, быстро потушив пламя. После этого момента она спрятала кусок дерева в надёжном месте.

Мелеагр вырос подающим надежды принцем, сражался с множеством монстров и помогал своему королевству процветать. Одно из его самых известных сражений было с Аталантой, охотницей. Мелеагру и Аталанте удалось вместе убить Калидонского вепря, который много лет терроризировал город.

В конце концов, Мелеагр вступил в противостояние со своими дядями. Они дрались насмерть, и оба мужчины были убиты. В гневе и горе от смерти своих братьев мать Мелеагра, Алфея, в отместку бросила зачарованное полено в огонь. Мелеагр погиб, но исполнил пророчества всех трёх Мойр.

Мойры и Алкестида


Судьбе не часто бросали вызов. Но, поскольку люди могли проявлять свободную волю, было много разных путей, по которым могла пойти человеческая жизнь. Поскольку Мойры плели судьбы на основе непредвиденных обстоятельств и условий, каждый путь приводил к разным последствиям. Наиболее ярко это проявляется в мифе о царице Алкестиде.

Алкестида была замужем за королём Адметом, но, к сожалению, однажды он был отравлен ядом змеи. Таким образом, согласно замыслу Мойр, ему суждено было умереть. Однако богу солнца Аполлону, который покровительствовал Адмету, удалось обмануть богинь судьбы, заставив их допустить другой путь, по которому могла пойти жизнь короля. Мойры пообещали, что если Адмет сможет найти кого-то, кто добровольно умрёт вместо него, тогда он сможет жить. Тогда он обратился к своим настоящим друзьям, но многие отказались умирать за него, в том числе и его собственные родители. Алкестида, без просьбы Адмета, предложила себя. К счастью, Геракл, сильный греческий герой, в это время находился в царстве Адмета и в благодарность за доброе гостеприимство сразился со Смертью, когда пришёл за душой Алкестиды в Подземный мир. Смерть (Танатос) была побеждена Гераклом, и поэтому Адмет и Алкестида смогли жить дальше.

Миф выражает изменчивость судьбы, но также и трудности её изменения. Не у каждой души есть Геракл, чтобы отогнать Смерть.

Гибкость судьбы


В мифе об Орфее и Эвридике двум влюблённым не так повезло обмануть смерть или отведённую им судьбу. Бедняжка Эвридика умерла в первую брачную ночь, а её жених Орфей обезумел. Он отправился в Подземный мир и умолял Аида и Персефону вернуть её душу в мир живых. Боги подземного мира сочувствовали, поэтому согласились. Однако было одно условие: Орфей не должен оглядываться на любимую девушку, пока не покинет Преисподнюю. Орфей согласился на условия, но незадолго до того, как покинуть Подземный мир, он оглянулся, испугавшись, что Эвридика не преодолела опасностей Подземного мира. И душа Эвридики должна была остаться в загробной жизни, как изначально и планировали Мойры.

Богини судьбы в греческой мифологии
Фото: rushist.com

Судьбы могли как вернуть жизнь, так и отнять её. В мифе о Пелопсе герой был убит собственным отцом. Затем его отец попытался накормить богов кусками плоти сына, замаскированными под приготовленную еду. В возмущении боги потребовали, чтобы отец был брошен в Преисподнюю, на вечные муки. Богини судьбы вернули жизнь юному Пелопсу, и он стал прародителем очень длинной и знаменитой линии: дома Атрея.

«Да избегнешь ты всех горьких вещей, которые сплело для твоей судьбы веретено Мойр — если нити богинь судьбы когда-либо повинуются!» (Ноннус, Дионисия 2.675)
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

9 муз, вдохновляющих искусство с начала эпохи героев

Вдохновение — нечто мистическое, неосязаемое, охватывающее и художника, и писателя, и изобретателя, и даже учёного. В греческой мифологии источником этого вдохновения считались музы - Каллиопа, Клио, Эрато, Эвтерпа, Мельпомена, Полигимния, Терпсихора, Талия, Урания. Читать далее »

Легенда об Ириде - Богине Радуги

Богиня Радуги - Златокрылая Ирида летит из облака на своих изящных, прозрачных, больших крыльях. Летит она с быстротой ветра и по Земле, и в мир глубин, и даже в преисподнюю. Читать далее »

Арес - греческий бог войны

Арес – древнегреческий бог войны. На Олимпе его недолюбливали из-за вспыльчивости, неутолимой жажды посетить раздор и постоянной агрессии. Он убил сына Посейдона, пытался сразиться с Гераклом, хотя и безуспешно и соблазнил красавицу богиню Афродиту. Но в греческом искусстве он был весьма популярен. Пика популярности он достиг уже во времена господства Римской империи, а ипостаси римского бога войны Марса. Читать далее »

Морфей - греческий бог сна и кошмаров

Морфей мог формировать сны спящего человека. Морфей был частью Онейроев, духов сна, а также братьев. Морфей был их лидером, так как только у него было умение влиять на сны богов и королей. Его братья посещают остальное человечество. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-