Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
1639
Флаг Auster[38]
619
Флаг Aist[39]
488
Флаг Jaaj.Club[42]
411
Флаг Palevka-89[38]
361
Флаг ka4ka[28]
173
Флаг gibulkaknop17[15]
153
Флаг tarakan[28]
134
Флаг BasK[10]
125
Флаг boris[28]
120

События

10.05.2024 22:40
***

Технические работы

10-12 Мая

***
29.04.2024 20:40
* * *

Возвращена старая система Зрительских Симпатий.

Теперь читатели могут отблагодарить автора не только добрым словом, но и звонкой монетой, перечислив ему выбранную сумму тяжеленных золотых клубных монет.

Опция Зрительские Симпатии доступна на странице публикации над комментариями.

Зрительские Симпатии, оставленные неавторизованными пользователями, монет не добавляют и не убавляют, но автор получает сигнал о вашей признательности.

* * *
29.04.2024 20:27
  

Открыта регистрация на майские турниры



  

Турнир на оборот, который посвящён юмористической тематике.


  

Регулярный Клубный Чемпионат 2024 продолжается, теперь таблица счёта всегда доступна в левой колонке.

  

Комментарии



С тех пор девочка жила в квартире одна, и она никому ничего не рассказывала.
18.05.2024 BasK
Икона — это не картина, икона — это святой образ.
18.05.2024 Erikus
Ценности духовного значения представляют истинное сознание человека.
17.05.2024 Kongo
Жизненные ценности различаются по принципу значимости и входят в повседневность, как важные составляющие.
17.05.2024 boris
Интересным решением являются удобрения в виде палочек, которые, как и препараты медленного действия, понемногу высвобождают необходимые вещества в субстрат.
17.05.2024 ka4ka

Опрос

Что интересней прочитать в новых выпусках Jaaj.Club?


25.04.2022 Рубрика: История

Рагнарёк — апокалиптическая битва между силами хаоса и силами порядка

Автор: Aist
Рагнарёк ("Судьба богов") также известен как Рагнароккр ("Сумерки богов") и является ключевым событием, которое завершает мифический цикл, начинающийся с рождения богов Асгарда (озиров) и создания Девяти Царств скандинавской космологии.
2092 0 0 6 2458
Рагнарёк — апокалиптическая битва между силами хаоса и силами порядка
фото: www.worldhistory.org
Рагнарёк — это апокалиптическая битва между силами хаоса и силами порядка в скандинавской мифологии, положившая конец миру и убившая большинство богов и их противников, что привело к рождению нового мира. Однако утверждается, что в дохристианской норвежской вере битва была концом мира, без дальнейшего восстановления.

Рагнарёк ("Судьба богов") также известен как Рагнароккр ("Сумерки богов") и является ключевым событием, которое завершает мифический цикл, начинающийся с рождения богов Асгарда (озиров) и создания Девяти Царств скандинавской космологии.

Боги установили порядок и сдерживали силы хаоса, но в Рагнарёк эти силы вырвались на свободу, и, хотя боги знают, что они обречены, они идут в бой, чтобы спасти созданный ими мир.

Боги терпят неудачу, и большинство из них погибает, включая Одина, Тора, Тираи Хеймдалля, но порядок сохраняется, и новый мир возникает из разрушения старого. Традиционно, начиная с XIII века, Рагнарёк понимался как конец Девяти Царств через драматические изменения климата, разрушение традиционных ценностей и финальную битву, которая разрушает нынешний цикл существования, чтобы родить новый. После Рагнарёк выжившие боги возвращаются на место, где когда-то стоял их город, и последняя выжившая человеческая пара заселяет землю для новой эры.

Это видение Рагнарёк почти наверняка находится под влиянием христианства, и возможно, что более раннее понимание события закончилось полным уничтожением без воскресения. Однако это утверждение оспаривается, поскольку скандинавские мифы передавались устно до появления христианства в регионе, и нет никаких письменных записей о том, как Рагнарёк, возможно, когда-то понимался. В настоящее время это событие наиболее известно через популярные средства массовой информации, включая фильм, видеоигры и телесериалы, предполагающие возрождение после смерти.

Происхождение и источники


История Рагнарёка записана на рунических камнях, датированные X-XI веками в частности, Крест Госфорта в Англии, крест Торвальда на острове Мэн и Ледбергский камень в Швеции – и засвидетельствована только письменно с XIII века нашей эры в поэтической Эдде и прозаической Эдды. Поэтическая Эдда представляет собой сборник более ранних скандинавских стихотворений, в то время как прозаическая Эдда была составлена исландским мифографом Снорри Стурлусоном (1179-1241) из более старых источников и устной традиции. 

Крест Госфорта с изображением Рагнарека
Крест Госфорта с изображением Рагнарека. Фото: www.worldhistory.org

До принятия христианства в регионе около 1000 года мифы, легенды и истории передавались устно. Руны использовались для мемориальных камней и кратких сообщений, а не для длинных историй, и поэтому вся дошедшая до нас скандинавская мифология была записана через призму христианства. Комментарии учёного Джона Линдоу:

Скандинавская мифология была, практически без исключений, записана христианами…По крайней мере, некоторые из монахов были грамотными, и они составляли как латинские, так и исландские тексты. Некоторые миряне с более высоким статусом также были, по-видимому, грамотными, по крайней мере, на исландском языке, но все письма, будь то на международном языке церкви или на просторечии, были результатом обращения в христианство, которое принесло с собой письменность.

Поэтому даже стихи из сборника, известного как Codex Regius ("Книга короля", написанная около 1270 года), некоторые из которых датируются X веком и включены в Поэтическую Эдду, были записаны либо христианами, либо писцами под влиянием христианского видения. Среди них Voluspa ("Пророчество ведьмы", около X века), в котором Один вызывает volva (провидицу), которая рассказывает о сотворении мира, предсказывает Рагнарёк и описывает его последствия, включая возрождение творения после окончания нынешнего цикла.

Codex Regius поэтической Эдды
Codex Regius поэтической Эдды. Фото: www.worldhistory.org

Другие произведения Поэтической Эдды, такие как Бальдр Драумар ("Сны Бальдра"), Вафруд Нисмаль ("Лежание Валтруднира") и Вельуспа хин скамма ("Короткая Волуспа"), также затрагивают или описывают Рагнарёк. Эти и другие работы были взяты Стурлусоном для прозаической Эдды, в которой Рагнарёк получает наиболее полное описание в разделе "Гильфагининг", подробно описывая падение богов и Девять Царств.

Скандинавская космология и судьба


В начале времён существовали только Мировое древо Иггдрасиль и туманная пустота Гиннунгагап, граничащая с одной стороны с огнями царства Муспельхейм, а с другой - со льдом Нифльхейм. Пламя Муспельхейма растопило лёд Нифльхейма, открыв великана Имира и корову Аудхумлу. Аудхумла лизнул лёд и обнаружил бога Бури, чей сын Борр спарился с великаншей Бестлой, что привело к рождению богов Одина, Вили и Ве. В это же время Имир оплодотворил себя и породил расу ётуннов некоторые из них были великанами. Один, Вили и Ве убили Имира и большую часть его потомства, а затем создали Девять Царств, которые Стурлусон описывает так:

  1. Асгард - Царство озиров, соединённое с Мидгардом радужным мостом Бифрост
  2. Альфхейм – Королевство эльфов
  3. Хель – Царство тех, кто умер от болезни или старости, а затем и большинства людей
  4. Йотунхейм – Царство великанов и ледяных великанов
  5. Мидгард – Царство людей между Асгардом и Етунхеймом
  6. Муспельхейм – Царство огня, огненный гигант Суртр и силы хаоса Суртра
  7. Нидавеллир/Свартальфхейм – Царство гномов под землёй
  8. Нифльхейм – Царство льда, снега и тумана близ Муспельхейма
  9. Ванахейм – Царство ванов

Эти миры существовали в корнях Иггдрасиля, на вершине которого жил орёл, и вокруг корней змея-дракона Нидхога, который грыз дерево. Орёл и змей находятся в постоянном состоянии вражды благодаря белке Рататоскр, которая вечно передаёт ложные сообщения от одного к другому. В то время как эта драма существ дерева разыгрывается, три Норны – Судьбы – также работают в корнях Иггдрасиля, сплетая судьбы всех живых существ, включая богов.

Мировое древо
Мировое древо. Фото: www.worldhistory.org

Скандинавские боги не были бессмертными, только исключительно долгоживущими, благодаря яблокам богини Идун. Периодически им приходилось есть плоды, чтобы отогнать старость и сохранить молодость. Норны постановили, что эта практика будет продолжаться, и боги останутся вечно молодыми до пришествия Рагнарёка, которое ознаменуется смертью прекраснейшего из богов Бальдра.

Смерть Бальдра и дети Локи


Бальдр - сын Одина и богини Фригг. В поэме "Сны Бальдра" ему снятся кошмары о какой-то невидимой гибели, и Один едет на Слейпнире в царство Хель и поднимает дух провидицы, которая говорит ему, что Бальдр скоро прибудет туда. Стурлусон расширяет эту историю в прозаической Эдде, включая в неё Фригг, которой снятся плохие сны, касающиеся и её сына. Она заставляет все вещи в Девяти Мирах, одушевлённые и неодушевлённые, обещать не причинять вреда Бальдру, но не замечает омелу, потому что она кажется такой безобидной.

Бог - обманщик Локи узнаёт об омеле и приносит веточку обратно в Асгард, где боги наслаждаются игрой, бросая вещи в Бальдра, чтобы посмотреть, как они отскакивают от него без вреда. Брат Бальдра, слепой бог Ходр, не может присоединиться к игре, поэтому Локи кладёт веточку в его руку, направляет его, и омела поражает и убивает Бальдра. Затем бог Гермодр едет на Слейпнире в Хель, чтобы попросить Хель, королеву Мёртвых, о возвращении Бальдра. Она соглашается при условии, что все вещи плачут о его смерти. Гермодр почти преуспевает в этом, но великанша по имени Токк (которая на самом деле Локи) отказывается, и поэтому Бальдр должен остаться в царстве смерти.

Смерть Бальдра
Смерть Бальдра. Фото: www.worldhistory.org

Затем Один спаривается с великаншей Риндр с единственной целью - породить бога-героя Вали, который через день становится взрослым и убивает Ходра, чтобы отомстить за смерть Бальдра. Затем Вали помогает другим богам выследить Локи, убивая его сына Нарфи и вырывая его кишки, используя их, чтобы связать Локи в пещере, где змея капает горящий яд на его голову.

Перед смертью Бальдра Один приказал забрать некоторых из других детей Локи, волка Фенрира, змея Ермунганда и Ётунн Хель, от их матери в царстве Ётунхейм. Ермунгандра бросили в море, Фенрира приковали к скале на острове, а Хель отправили править страной мёртвых под королевством Нифльхейм. Как только Бальдр умирает и не может вернуться к жизни, часы начинают тикать в сторону Рагнарёка, когда дети Локи, а также их отец, вырвутся на свободу, чтобы напасть на богов и миропорядок.

Сумерки богов


Считалось, что смерть Бальдра уже произошла в эпоху викингов (790 - 1100), и люди признали, что они живут в конце времён. Считалось, что Один послал свою Валькирию, чтобы забрать героических мёртвых с поля битвы как эйнхерджар ("армия одина"), чтобы пировать и сражаться в Валгалле до того дня, когда они присоединятся к богам против сил хаоса в Рагнарёке. Богиня Фрейя выбрала воинов для своего царства Фолквангр по - видимому, с той же целью, и поэтому любой, кто пал в битве, был взят в загробную жизнь, где он снова героически сражался, прежде чем умереть второй смертью с большинством богов.

Хотя после смерти Бальдра была подготовлена сцена для конца света, жизнь будет продолжаться, как и всегда, пока не появятся определённые признаки, сигнализирующие о скором приближении Рагнарёка. Учёный Роберт Карлсон уточняет:

Человеческие узы родства, а также традиционные верования иссохнут и исчезнут. Будет развиваться вялая анархия. Затем будет период времени, известный как Fimbulvetr, характеризующийся тремя зимами возрастающей суровости без лета между ними. Пропоют три петуха: багровый петух Фьялар пропоёт Великанам, золотой петух Гуллинкамби пропоёт богам, а третий петух воскресит мёртвых. Солнце будет съедено волком Сколлом, а его брат Хати съест луну, оставив мир во тьме. Землетрясения освободят Фенрира Великого Волка, и он откроет свою пасть так широко, что его верхняя челюсть захватит небо, а нижняя челюсть - Землю, и он будет буйствовать во всех девяти мирах, уничтожая всё живое. Великие горы рухнут на своих основаниях. Моря затопят землю, когда змей Йормунгандр выйдет на берег.

Скелл и Хати были сыновьями Локи и, как и волк Гарм, охранявший ворота Хель, считались Фенриром в дохристианских сказаниях. Позже персонаж Фенрира получил свою собственную историю, но первоначально, похоже, это был один большой волк, который проглотил солнце и луну и, возможно, был хранителем царства смерти. Ермунгандр, брошенный в море маленькой змеёй, с тех пор превратился в Змею Мидгарда и поднимается из глубин, вызывая приливные волны, в то время как Фенрир разрывает свои путы и воет у ворот Хель, и она предоставляет ему армию мёртвых, их сущность высасывается из них Нидхоггом, который последует за Локи, тоже теперь свободным, в бой.

Локи и его команда прибывают на поле битвы при Вигриде вместе с Суртри и другими огненными гигантами либо на борту корабля Нагльфар, либо на другом. Нагльфар был кораблём, построенным из ногтей мёртвых, и в Voluspa приводится как управляемый Локи, но в другом месте гигантом Хрим. Суртр владеет мечом ярче солнца, когда они выходят на берег в Вигриде и встречают Одина и других богов Асгарда вместе с героями Валгаллы и, возможно, героев Фолквангра (хотя это умозрительно). Также нет упоминания о валькириях в Рагнарёке, но предполагается, что они будут сражаться вместе со своим королём Одином и Фрейей.

Ragnarok
Ragnarok. Фото: www.worldhistory.org

Один убит Фенриром, который затем убит сыном Одина Видаром. Тор убивает Ёрмунганд, но поддаётся яду змеи, сделав всего девять шагов после битвы, и падает замертво. Локи и бог Хеймдалль убивают друг друга, Фрейр убит Суртр, Тир и Гармр убивают друг друга, а боги Мани и Сольвейг убиты Скеллом и Хати. Суртр поджигает мир своим мечом, и Девять Царств падают в пламени, заканчивая цикл жизни, который начался с акта творения богов.

Заключение


Среди выживших в катаклизме - богини Фригг, Фрейя, Сиф, Идунн, дочь Тора Тхруд, сыновья Тора Магни и Моди, Гермодр, Эгир, сыновья Одина Видарр и Вали и некоторые другие; выжившие не отдаются силам хаоса. Предполагается, что дочь Локи Хель погибает вместе со своим царством в пожаре, поскольку впоследствии о ней не упоминается. Бальдр, его жена лунная богиня Наннаи Ходр освобождаются из Хель, также предполагая, что Королева Мёртвых больше не имеет власти над своими подданными. Мир возрождается, как описано в прорицании Вёлвы:

Я вижу, как земля
во второй раз поднимается
из моря,
Текут водопады,
И орлы летают над головой,
Охотясь за рыбой
Среди горных вершин.
Озиры встречаются
на Итаволле
и рассматривают
Кости Мидгард-змея,
И там они вспоминают
Великие события Рагнарёка
и старая мудрость Одина.

Боги посетят область, где когда-то стоял город Асгард, найдя золотые игровые фигуры, с которыми они играли в траве, и они вспомнят, что было, и расскажут истории о героическом прошлом для нового настоящего. Два человека, Лиф и Лифтрасир, выжили в Рагнарёке, скрывшись, и теперь выходят, чтобы заселить землю, и начинается новый цикл жизни.

Это видение возрождения мира после Рагнарёка включает в себя дворец, известный как Гимле – "зал прекраснее солнечного света" – на равнинах, известных как Итаволл (Itavollr), где они впервые встречаются после битвы, которая "принесёт урожай без труда" в мире, где "все болезни исчезнут"). Современные учёные отмечают сходство между этой историей возрождения и концепцией нового неба и новой земли из христианства, и некоторые утверждают, что это более позднее переосмысление старого мифа, который закончился смертью и разрушением без надежды на обновление.

После Рагнарека
После Рагнарека. Фото: www.worldhistory.org

Учёный Дэниел Маккой, например, утверждает, что изначально Рагнарёк был концом всех вещей, включая богов, поскольку он отмечает, что дохристианская норвежская вера не предполагает веры в перерождение.

Проблема с утверждением Маккоя заключается в том, что вся дошедшая до нас скандинавская мифология была написана христианами или теми, кто жил в христианском обществе и находился под влиянием христианского общества, поэтому неясно, какими именно могли быть "дохристианские норвежские верования".

Утверждение Маккоя, однако, интересно рассмотреть, поскольку он отмечает, что рассказ о Рагнарёке развивался бы в то время, когда христианство "убивало" старых богов и заканчивало традиционные норвежские ценности. Мир, который человек знал, превращался во что-то новое и, по крайней мере, поначалу нежелательное, поскольку чужая система верований заменила порядок, традиции и ритуалы, которые он всегда знал. В этом климате неопределённости конец света без возможности возрождения, безусловно, был вероятен.

В то же время дохристианские скандинавские и исландские верования, как и многие древние культуры, признавали цикличность существования, и в равной степени возможно, даже вероятно, что они видели в Рагнарёке только конец одной части цикла жизни, которая поднимается и падает, чтобы снова подняться.

Однако Рагнарёк, возможно, изначально предполагал возрождение нового мира, как некая надежда на светлое будущее. Это видение Рагнарёка в настоящее время популяризируется через игру God of War, фильм Thor: Ragnarok и норвежский телесериал Ragnarok, который переосмысливает богов Асгарда как подростков, сражающихся с гигантами. Хотя сериал продолжается, ожидается, что он будет следовать парадигме мифа, в котором порядок торжествует над хаосом и добро над злом даже в самые мрачные времена.
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Валгалла и представления скандинавов о загробном мире

Валгалла ("Зал убитых") - загробное царство в скандинавской мифологии для павших героев, выбранных Валькирией Одина, чтобы стать членами армии, которая будет сражаться против сил хаоса в Рагнареке. Концепция Зала Одина, похоже, развилась из более раннего видения загробной жизни воина как поля битвы. Читать далее »

Валькирия

Валькирия - фигура в скандинавской мифологии, изображаемая в виде женщины-воина на коне, волке или кабане, вооружённая копьём, которая решает судьбу воинов в битве и уносит мёртвых в Валгаллу Одина. Валькирия означает "выбирающий убитых", и избранные будут сражаться рядом с Одином в Рагнареке. Читать далее »

Ёрмунгандр – крушитель старого миропорядка

Ёрмунгандр - Мидгардский Змей (также Мировой Змей) в скандинавской мифологии, окружающий царство Мидгард. Он сын бога Локи и великанши Ангрбоды, брат великого волка Фенрира и Хель, Королевы Мёртвых. В Рагнарёке, в Сумерках Богов, он убивает бога Тора и сам погибает. Читать далее »

Валгалла и представления скандинавов о загробном мире

Валгалла ("Зал убитых") - загробное царство в скандинавской мифологии для павших героев, выбранных Валькирией Одина, чтобы стать членами армии, которая будет сражаться против сил хаоса в Рагнареке. Концепция Зала Одина, похоже, развилась из более раннего видения загробной жизни воина как поля битвы. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-