Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
1661
Флаг Auster[38]
620
Флаг Aist[39]
488
Флаг Jaaj.Club[42]
411
Флаг Palevka-89[38]
363
Флаг ka4ka[28]
173
Флаг gibulkaknop17[15]
153
Флаг BasK[10]
135
Флаг tarakan[28]
134
Флаг boris[28]
121

События

10.05.2024 22:40
***

Технические работы

10-12 Мая

***
29.04.2024 20:40
* * *

Возвращена старая система Зрительских Симпатий.

Теперь читатели могут отблагодарить автора не только добрым словом, но и звонкой монетой, перечислив ему выбранную сумму тяжеленных золотых клубных монет.

Опция Зрительские Симпатии доступна на странице публикации над комментариями.

Зрительские Симпатии, оставленные неавторизованными пользователями, монет не добавляют и не убавляют, но автор получает сигнал о вашей признательности.

* * *
29.04.2024 20:27
  

Открыта регистрация на майские турниры



  

Турнир на оборот, который посвящён юмористической тематике.


  

Регулярный Клубный Чемпионат 2024 продолжается, теперь таблица счёта всегда доступна в левой колонке.

  

Комментарии

Настоящие орлы на решку не ставят.
18.05.2024 LISKI


С тех пор девочка жила в квартире одна, и она никому ничего не рассказывала.
18.05.2024 BasK
Икона — это не картина, икона — это святой образ.
18.05.2024 Erikus
Ценности духовного значения представляют истинное сознание человека.
17.05.2024 Kongo
Жизненные ценности различаются по принципу значимости и входят в повседневность, как важные составляющие.
17.05.2024 boris

Опрос

Что интересней прочитать в новых выпусках Jaaj.Club?


10.02.2022 Рубрика: История

Хека - бог магии и медицины Древнего Египта

Автор: Aist
Хека - бог магии и медицины в Древнем Египте, а также олицетворение самой магии. Он, вероятно, самый важный бог в египетской мифологии, но его часто упускают из виду, потому что его присутствие было настолько всепроникающим, что делало его почти невидимым для египтологов XIX-го и XX-го веков.
5397 3 0 15 1893
Хека - бог магии и медицины Древнего Египта
фото: artesplorando.it
Хека - бог магии и медицины в Древнем Египте, а также олицетворение самой магии. Он, вероятно, самый важный бог в египетской мифологии, но его часто упускают из виду, потому что его присутствие было настолько всепроникающим, что делало его почти невидимым для египтологов XIX-го и XX-го веков.

В отличие от хорошо известных Осириса и Исиды, у Хеки не было ни культа, ни ритуального поклонения, ни храмов (за исключением Позднего периода Древнего Египта, 525-323 гг. до н. э.).

Он упоминается в основном в медицинских текстах, магических заговорах и заклинаниях и из-за этого был отнесён скорее к области суеверий, чем религиозных верований. Хотя его имя не фигурирует в самых известных мифах, древние египтяне считали его силой, стоящей за богами, чьи имена и истории стали синонимами египетской культуры.

Магия появилась вместе с актом творения, и по сути сама давала эту силу творения, Поэтому Хека является одним из древнейших божеств, упоминаемых ещё в Додинастический период в Египте (ок. 6000 - 3150 г. до н. э.) и появляется в надписях в раннединастический период (ок. 3150 - 2613 г. до н. э.).

Он изображался в антропоморфным, в виде человека в королевском одеянии, с царственной изогнутой бородой и с посохом, оплетённым двумя змеями. Этот символ, первоначально связанный с шумерским богом исцеления Ниназу (сыном богини Гулы), был принят за Геку и отправился в Грецию, где он стал ассоциироваться с их богом исцеления Асклепием, и сегодня это кадуцей, символ медицинской профессии. Хека также иногда изображается как два наиболее тесно связанных с ним бога, Ся и Ху, и, начиная с Позднего периода (525-332 гг. до н. э.), он изображается как ребёнок и в то же время рассматривается как сын Менхета и Хнума как часть триады Латополиса.

Он часто встречается в погребальных текстах и надписях, направляющих душу умершего в загробную жизнь, и часто упоминается в медицинских текстах и заклинаниях.

Тексты пирамид и гробниц утверждают, что Хека является их авторитетом (богом, чья сила делает тексты правдивыми), и, по словам египтолога Ричарда Х. Уилкинсона, "он считался богом неоценимой силы", которого боялись другие боги.

Хека ссылался на божество, концепцию и практику магии. Поскольку магия была важным аспектом медицинской практики, врач вызывал Хеку, чтобы практиковать. Вселенная была создана и обрела форму магическими средствами, и магия поддерживала как видимый, так и невидимый миры. Считалось, что Хека присутствовал при сотворении мира и был порождающей силой, которую боги использовали для создания жизни.

В Текстах гробницы (написанных примерно в 2134-2040 гг. до н. э.) бог говорит об этом напрямую, говоря: "Мне принадлежала вселенная до того, как появились вы, боги. Ты пришёл позже, потому что я - Хека" (Заклинание, 261). Следовательно, у Хеки не было ни родителей, ни происхождения; он существовал всегда. Для людей он находит выражение в сердце и языке, представленных двумя другими богами, Ся и Ху. Хека, Ся и Ху отвечали за создание, а также за поддержание мира и регулирование человеческого рождения, жизни и смерти.

Создатель, поддерживающий, защитник


В начале времён бог Атум вышел из бурлящих вод хаоса, чтобы встать на первой сухой земле, изначальном бен-бене, чтобы начать акт творения. Считалось, что Хека был с ним в этот момент и был силой, на которую он опирался.

Ка была одной из девяти частей души (астрального "я") и была связана с ба (аспектом души с человеческой головой птицы, которая могла путешествовать между землёй и небом), которая после смерти трансформировалась в акх (бессмертную душу). Поэтому Хека изначально был божеством, которое наблюдало за душой человека, давало его душе силу, энергию и позволяло ей подняться после смерти в загробную жизнь. Из-за его защитных способностей ему было отведено видное место в барке бога солнца, когда он путешествовал по подземному миру ночью.

Хека - бог магии и медицины в Древнего Египта
Фото: margitglassel.com

Каждый вечер, когда садилось солнце, корабль бога солнца спускался в подземный мир, где ему угрожал змей Апофис. Многим богам приписывают плавание на корабле ночью в качестве защитников, чтобы отогнать и попытаться убить Апофиса, и среди них была Хека. В некоторых мифах он также упоминается как защитник Осириса в подземном мире и как сила, стоящая за магическими заговорами и заклинаниями, та же сила присутвовала, когда Исида и Нефтида вернули Осириса к жизни после его убийства.

Таким образом, Хека был защитником и опорой человечества и богов, которым они поклонялись, а также мира и вселенной, в которых все жили. Таким образом, он был частью центральной определяющей ценности египетской цивилизации: Маат - гармонии и равновесия, которые позволяли Вселенной функционировать так, как она функционировала.

Хека, Сиа и Ху


Со времён Раннего династического периода и развившегося во времена Древнего Египетского царства (около 2613-2181 гг. до н. э.), Хека был связан с творческими аспектами сердца и языка. Сердце считалось вместилищем индивидуальности и личности, мыслей и чувств, в то время как язык выражал эти аспекты. Сиа была олицетворением сердца, Ху языка, а Хека - силы, которая наполняла их обоих. Египтолог Джеральдин Пинч объясняет:

Интеллектуальные силы, которые позволили творцу воплотить себя в жизнь и создать других существ, иногда воспринимались как божества. Самыми важными из них были боги Ся, Ху и Хека. Сиа была силой восприятия или прозрения, которая позволяла творцу визуализировать другие формы. Ху была силой авторитетной речи, которая позволяла творцу создавать вещи, называя их. В текстах Гроба заклинание 335 говорится, что Ху и Ся каждый день находятся со своим "отцом" Атумом...силой, благодаря которой мысли и приказы создателя стали реальностью, Хека.

Точно так же, как Хека, Ся и Ху позволили богам первыми создать мир, они позволили людям думать, чувствовать и выражать себя. Одним из способов, которым люди делали это, было использование магии.

Не было ни одного аспекта жизни древнего Египта, который не был бы затронут магией.

Вера в магию пронизывала всю сущность древнеегипетской жизни, доминируя в народных обычаях и постоянно проявляясь в простейших действиях повседневной домашней рутины, столь же само собой разумеющейся, как сон или приготовление пищи.

Магия, по сути, определяла культуру древних египтян. Это не только объясняло, как возник мир и как он функционировал, но и позволяло человеку взаимодействовать с изначальными божественными силами, которые создали жизнь, и таким образом влиять на собственную судьбу. Магия в этом отношении отличалась от поклонения богам в храмах, потому что это было личное взаимодействие между магом и богами. Это часто встречается в медицинских текстах Древнего Египта, когда врач призывает различных божеств для лечения различных заболеваний.

Хека и медицина


В наши дни большинство людей не связывают магию с медициной, но для древних египтян эти две дисциплины были почти одним и тем же. Папирус Эберса (около 1550 г. до н. э.), один из наиболее полных медицинских текстов, сохранившихся до наших дней, утверждает, что медицина эффективна с помощью магии так же, как магия эффективна с помощью медицины.

Поскольку считалось, что болезнь имеет сверхъестественное происхождение, лучшим средством была сверхъестественная защита.

Болезни были вызваны либо волей богов, злым демоном, либо злым духом, и заклинания против этих демонов и духов (или обращение за помощью к богам) были обычным средством лечения болезней на протяжении всей истории Египта.

Египетские врачи (известные как жрецы Хека) не пытались обмануть пациента с помощью какой-то ловкости рук, но призывали реальные силы, чтобы вылечить его. Эта практика (хека) призывала божество, которое сделало это возможным (Хека), а также других богов, которые, как считалось, были особенно полезны при любой болезни. Египтолог Ян Ассман объясняет:

Магия в смысле хека означает всепроникающую силу принуждения, сравнимую с законами природы по своей силе принуждения и всепроникаемости, с помощью которой в начале был создан мир, с помощью которой он ежедневно поддерживается и с помощью которой управляется человечество. Это относится к применению той же самой принудительной силы в личной сфере.

В медицине законы природы, олицетворённые богами, применялись для того, чтобы вылечить пациента, но хека практиковалась и во многих других областях жизни, и часто таким же образом.

Хека в повседневной жизни


Врач - жрец, которого вызывали к человеку домой, использовал бы амулеты, заклинания, чары и заклинания, чтобы вылечить пациента, и то же самое люди использовали бы каждый день в любых других обстоятельствах. Амулеты джеда, анкха, скарабея, тджета и многих других египетских символов обычно носили для защиты или для призыва помощи бога. Татуировки в Древнем Египте также считались мощными формами защиты, и бог Бес, могущественное божество-защитник, был одним из самых популярных.

Бес присматривал за беременными женщинами и детьми, но также был общим покровительственным божеством, которое наполняло жизнь радостью и непосредственностью. Этот конкретный бог хорошо иллюстрирует, как Хека понимался египтянами в том смысле, что он определённо был личностью с узнаваемым характером и сферой влияния, но сила, сила, с помощью которой он действовал и через которую можно было общаться с ним, была Хека.

Магические практики, такие как ношение амулета, надписи над дверью или рядом с ней, развешивание овощей, таких как лук, для защиты от злых духов, произнесение определённого заклинания или заговора перед отправлением в путешествие или просто на рыбалку, все это призывало силу Хека, независимо от того, к какому другому божеству призывалось.

Одним из лучших примеров этого, помимо медицинских текстов в целом, является относительно неизвестное заклинание, Волшебная колыбельная, которую читали матери, чтобы защитить своих детей перед сном.

В этом коротком стихотворении (датированном XVII или XVI веком до нашей эры) говорящая приказывает злым духам покинуть дом, предупреждая о духовном оружии, которым она располагает. Никакое конкретное божество не вызывается (хотя амулеты или изображения Бес часто висели в детской комнате), но ясно, что говорящий обладает способностью уберечь ребёнка от вреда и полномочиями выдавать предупреждение; эта власть была бы силой Хека в действии.

Форма лежащая в основе


Магия обеспечивала личные отношения с богами, которые связывали индивида с божественным. Таким образом, Хека можно рассматривать как основную форму духовности в Древнем Египте, независимо от эпохи или богов, наиболее популярных в любое время. Хека почиталась на протяжении всей истории Египта с древнейших времён до династии Птолемеев (332-30 гг. до н. э.) и в Римском Египте. В городском храме стояла его статуя, где его имя было начертано на стенах. Его регулярно призывали на сбор урожая, а его статую выносили и несли по полям, чтобы обеспечить плодородие и обильный урожай.

По мере того как христианство становилось все более доминирующим в IV в., вера в магически наполненный мир богов уменьшилась, и Хека был забыт. Отчасти это было связано с возвышением бога Амона во время Нового Царства (около 1570-1069 гг. до н. э.), который стал настолько трансцендентным, что его считали чистым духом, затмевающим Хеку и являющимся предшественником христианского бога. Тем не менее, концепции силы, которая поощряет трансцендентность, поддерживает жизнь, не было.

Греческие и римские стоики позже напишут о Логосе, а неоплатоники о Нусе - силе, которая протекала сквозь все вещи и связывала их воедино, но в то же время отличалась от творения и была вечной, - и поэтому Хека продолжал жить под этими разными именами. Влияние неоплатоников на развитие религиозных верований хорошо известно, и поэтому Хека продолжал, как и всегда оставаться невидимой силой, стоящей за видимыми богами.
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Гор - египетский бог неба

Гор — один из самых ранних известных египетских богов. Есть упоминания об этом боге, восходящие к началу египетской истории, и он изображён на самой старой из известных существующих культовых статуй. Согласно египетской мифологии, Гор был сыном Исиды и Осириса, богини любви и бога мёртвых соответственно. Читать далее »

Магия в древнем мире: египетские божества и их способности

В Древнем Египте к магии обращались через божеств, в первую очередь, обученные жрецы, а также фараоны, маги и обычные люди. Она была неотъемлемой частью лечебных ритуалов и возникла с помощью заклинаний и священных текстов. Читать далее »

Отношение к жизни и смерти в Древнем Египте

Для древних египтян смерть была не концом жизни, а только началом следующего этапа в вечном путешествии человека. В древнеегипетском языке не было слова, соответствующего понятию "смерть", которое обычно определяется как "прекращение жизни", поскольку смерть была просто переходом в другую фазу вечного существования. Читать далее »

Волшебная колыбельная Древнего Египта для отпугивания злых духов

Волшебная колыбельная (в народе известная как Заклинание для защиты ребенка) - это надпись XVI или XVII века до нашей эры. Стихотворение иллюстрирует личные религиозные и духовные практики древнего египтянина, поскольку это заклинание, которое пели, чтобы отогнать призраков от спящих детей. Читать далее »

Загадочный Сфинкс

В Древнем Египте сфинкс был духовным хранителем и зачастую на изображениях представлялся мужчиной в головном уборе фараона, как и Великий Сфинкс, а фигуры существ часто изображались и помещались в гробницах и храмовых комплексах. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-