Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
1639
Флаг Auster[38]
619
Флаг Aist[39]
488
Флаг Jaaj.Club[42]
411
Флаг Palevka-89[38]
363
Флаг ka4ka[28]
173
Флаг gibulkaknop17[15]
153
Флаг BasK[10]
135
Флаг tarakan[28]
134
Флаг boris[28]
120

События

10.05.2024 22:40
***

Технические работы

10-12 Мая

***
29.04.2024 20:40
* * *

Возвращена старая система Зрительских Симпатий.

Теперь читатели могут отблагодарить автора не только добрым словом, но и звонкой монетой, перечислив ему выбранную сумму тяжеленных золотых клубных монет.

Опция Зрительские Симпатии доступна на странице публикации над комментариями.

Зрительские Симпатии, оставленные неавторизованными пользователями, монет не добавляют и не убавляют, но автор получает сигнал о вашей признательности.

* * *
29.04.2024 20:27
  

Открыта регистрация на майские турниры



  

Турнир на оборот, который посвящён юмористической тематике.


  

Регулярный Клубный Чемпионат 2024 продолжается, теперь таблица счёта всегда доступна в левой колонке.

  

Комментарии



С тех пор девочка жила в квартире одна, и она никому ничего не рассказывала.
18.05.2024 BasK
Икона — это не картина, икона — это святой образ.
18.05.2024 Erikus
Ценности духовного значения представляют истинное сознание человека.
17.05.2024 Kongo
Жизненные ценности различаются по принципу значимости и входят в повседневность, как важные составляющие.
17.05.2024 boris
Интересным решением являются удобрения в виде палочек, которые, как и препараты медленного действия, понемногу высвобождают необходимые вещества в субстрат.
17.05.2024 ka4ka

Опрос

Ваш любимый жанр фильмов


02.02.2022 Рубрика: История

Ариман. Истинное зло в Ранней иранской религии, зороастризме и зорванизме

Автор: Aist
Ариман - злой дух в Ранней иранской религии, зороастризме и зорванизме, Повелитель Тьмы и Хаоса, источник человеческого замешательства, разочарования и раздора. Он также известен как Ангра Майнью (злой дух или тёмный дух) и существует в оппозиции к Спента Майнью (добрый дух или светлый дух), также известный как Ахура Мазда и Ормузд.
7114 0 0 8 2469
Ариман. Истинное зло в Ранней иранской религии, зороастризме и зорванизме
фото: keywordbasket.com
Ариман - злой дух в Ранней иранской религии, зороастризме и зорванизме, Повелитель Тьмы и Хаоса, источник человеческого замешательства, разочарования и раздора. Он также известен как Ангра Майнью (злой дух или тёмный дух) и существует в оппозиции к Спента Майнью (добрый дух или светлый дух), также известный как Ахура Мазда и Ормузд.

В ранней политеистической персидской религии Ахура Мазда был царём богов и создателем мира, а Ангра Майнью/Ариман, повелитель легионов демонов, его противник. После реформ Зороастра (около 1500-1000 гг. до н. э.), приведших к монотеистической религии зороастризма, Ахура Мазда стал единственным истинным богом, а все остальные божества - эманациями и аватарами его силы, но Ариман оставался источником и воплощением зла.

Зороастризм заменил более раннюю систему верований и был принят империей Ахеменидов (около 550-330 гг. до н. э.).

В какой-то момент в конце истории империи (или намного раньше, по мнению некоторых учёных) возник вопрос о том, как Ариман – и, следовательно, зло – мог существовать в мире, созданном всеблагим, всемогущим божественным существом. На этот вопрос ответил зорванизм (часто называемый еретической сектой зороастризма), который сделал Зорвана, второстепенного бога времени в Ранней иранской религии, верховным существом и Повелителем Бесконечного Времени.

Зорван породил и Ахуру Мазду, и Аримана, и, следовательно, Ахура Мазда не был ответственен за зло; зло было результатом собственного выбора Аримана преследовать противоположность Высшему Добру. Считается, что фигура Аримана, противника божественного добра и зачинщика раздоров, повлияла на создание подобных сверхъестественных сущностей в более поздних религиях, таких как сатана в иудаизме, дьявол в христианстве и Иблис в исламе.

Ранние представления о внешности и характере


Ранняя иранская религия развивалась в регионе, известном как Большой Иран (Кавказ, Центральная Азия, Южная Азия и Западная Азия до 3-го тысячелетия до н. э., когда одна ветвь мигрирующего народа (известного как арийцы, что означает “благородный” или “свободный”) поселилась в “земле арийцев”, Иран. Их религия была политеистической и сохранялась в устной традиции, передаваемой из поколения в поколение через легенды, ритуалы и традиции.

Эта система верований была реформирована пророком Зороастром, который переосмыслил прежних богов и создал новую религию – зороастризм, которая была монотеистической. Вера включила в себя устное предание, так и не записанное до времён империи Сасанидов (224-651 гг. н. э.).

Ариман появляется в зороастрийских текстах без предисловия, как будто аудитория уже должна быть знакома с ним, без сомнения, это пережиток более ранней устной традиции. Поэтому у него нет истории происхождения или развития, и он впервые предстаёт неожиданно и без истории.

Он - демон демонов и обитает в бездне бесконечной тьмы на севере, традиционном доме демонов. Невежество, вредность и беспорядок - это характеристики Аримана. Он может изменить свою внешнюю форму и появиться в виде ящерицы, змеи или юноши. Его цель всегда состоит в том, чтобы уничтожить творение [Ахура Мазды], и с этой целью он следует за работой творца, стремясь испортить её. Как Ахура Мазда создает жизнь, так и Ариман создаёт смерть; для здоровья он создаёт болезнь; для красоты - уродство. Все человеческие беды целиком и полностью связаны с Ариманом.

Ранняя религия утверждала, что мир был создан Ахура Маздой в семь этапов:

  • Небо;
  • Вода;
  • Земля;
  • Растения;
  • Животные;
  • Люди;
  • Огонь.

Небо было шаром, в который Ахура Мазда налил воды, а затем разделил воды землёй и распространил растительность по всей земле. Затем он создал Гаваеводту, Первобытного Быка (также известного как Первобытный Бык), который был так прекрасен, что Ариман убил его. Ариман убил Гаваеводту без всякой причины просто потому, что хотел и потому, что мог. Это событие характеризует все последующие действия Аримана, как и ответ Ахура Мазды.

Ахура Мазда перенёс труп Гаваеводты на Луну, где он был очищен, и из очищенного семени были созданы все животные. Таким образом, Ахура Мазда обратил злодеяние Аримана к положительным преобразованиям. Затем Ахура Мазда создал первого человека, Гайомартана (также известного как Гайомард, Киюмарс), который тоже был красив Ариман убил и его. Солнце очищает семя Гайомартана, и через 40 лет из него вырастает ревень, из которого рождается первая пара – Машья и Машьянаг. Они живут в гармонии с землёй, животными и своим создателем, пока не появляется Ариман и не нашептывает им ложь, говоря, что он их создатель, а Ахура Мазда - обманщик и их враг.

Пара верит в эту ложь, и поэтому грех входит в мир через их сомнения, и их гармония с животными и друг с другом теряется. Они даже не могут зачать ребенка в течение многих лет после своего падения, и когда Машьянаг наконец рожает, они едят детей, потому что они потеряли всякое понимание разума. В конце концов они рожают близнецов, которые продолжают населять землю, но ложь Аримана испортила прежний рай, и люди теперь будут жить в раздоре, в ссоре с животными и друг с другом.

После рождения Гайомартана Ахура Мазда создал огонь в качестве своего последнего аспекта творения, но с вмешательством Аримана и падшей природой человечества теперь должны были быть созданы боги, чтобы помочь людям в жизни и, особенно, помочь им сделать ключевой выбор: следовать путём Ахура Мазды или путём Аримана, поскольку этот выбор определит жизнь каждого человека на земле и после смерти.

Зороастризм


Невозможно понять, действительно ли этот акцент на выборе и важности свободы воли человека был частью ранней иранской религии. Считается, что это произошло из-за того, как интерпретируются некоторые отрывки более поздних зороастрийских текстов, но, поскольку Зороастр полностью реформировал старую религию, вполне возможно, что значение свободы воли является более поздним дополнением.

Статуя Аримана
Статуя Аримана. Фото: member.worldhistory.org

Зороастр был священником старой религии, который получил откровение о том, что божественное послание было неправильно понято и неправильно истолковано. Ему сказали, что Ахура Мазда был единственным богом – не одним из многих, – и нынешняя религиозная вера должна быть реформирована. Зороастр встречал сильное сопротивление в проповеди своей новой веры, пока ему не удалось обратить в новую веру царя Виштаспу, который затем обратил свой народ, и зороастризм был установлен.

Ариман продолжал оставаться противником Ахуры Мазды, в то время как другие боги били переосмыслены или как демоны, или как эманации различных аспектов божественной сущности Ахуры Мазды. Новая вера была основана на пяти принципах:

  1. Ахура Мазда - верховный и единственный бог;
  2. Ахура Мазда олицетворяет все хорошее и доброе;
  3. Противник Ахура Мазды, Ангра Майнью (Ариман), является абсолютным злом;
  4. Добро проявляется через Добрые Мысли, Добрые Слова, Добрые Дела;
  5. У каждого человека есть свобода воли выбирать между добром и злом.

Новая вера, по-видимому, охватывала все аспекты старой системы верований, только с монотеистической точки зрения, и сохраняла ту же слабость: если всеблагой Ахура Мазда создал мир, откуда взялось зло? Не существовало мифа о сотворении мира, который бы объяснял происхождение Аримана или существование дэвов, легионов демонов, которыми он командовал, и поэтому выходило, что Ариман пришёл от Ахура Мазды, чего не могло быть, поскольку зло не могло возникнуть из высшего добра.

Проблема зла и зорванизма


В монотеистической парадигме проблему зла оказалось решить намного сложнее, чем при политеизме, потому что Ахура Мазда был первым и несотворенным существом во вселенной, который создал всё сущее. Если бы это было так, то зла не должно было существовать – и все же человеческий опыт противоречил этому, – поэтому Ахура Мазда не мог быть создателем мира, который включал зло.

Эта проблема была решена так называемой “ересью” зорванизма, возродившую в памяти Зорвана, второстепенное божество времени в Ранней иранской религии, Верховное Существо и Бог Бесконечного Времени. Зорван, несотворенный творческий принцип во ВселеннойЗорван хотел ребёнка и молился о потомстве. На мгновение он усомнился в том, что его желание благое, и в этот момент возник Ариман, а затем, как только сомнения прошли, появился Ахура Мазда.

Ариман выбрался из изначальной утробы ещё до того, как пришло время для его рождения, зная, что первенец будет владычествовать над миром. Зорван ограничил своё правление сроком – 9000 лет, – после чего Ахура Мазда победит и займёт его место. Ахура Мазда все ещё был ответственен за сотворение мира и всего, что в нем есть, но зло пришло с того момента, когда Зорван усомнился в собственном порыве к творению.

Таким образом, зорванизм решил проблему зла, и Ахура Мазда все ещё мог быть всемогущим и всеблагим творцом, но это решение противоречило центральной предпосылке зороастризма: превосходству человеческой свободе воли. Если бы Время было всемогущим первым принципом, то выбор человека не имел бы значения, потому что Время создало все вещи, переместило все вещи, разрушило все вещи, и с этим ничего нельзя было поделать. Независимо от того, сделал ли человек Выбор А или Выбор В, он все равно зависел от Времени. Со Временем, как высшей силой во вселенной, и Ахура Маздой как сотворённым существом, мольбы к нему не могли иметь того конечного эффекта, который они имели в зороастрийской вере, потому что теперь существовала сила, превосходящая Ахура Мазду.

Только в XIX веке н. э. было дано объяснение существованию Аримана и решена проблема зла. Немецкий востоковед Мартин Хауг (1827-1876 гг.) предположил, что Ариман на самом деле существовал не как божество, а как разрушительный выброс отрицательной энергии в результате акта творения Ахура Мазды. Это было бы сравнимо с тем, как человек высвобождает определённое количество энергии во время тренировки, если бы эта энергия затем стала разумной. Ариман не был “рождён злом” с точки зрения Хауга, а был просто ещё одной эманацией Ахура Мазды – как и любой другой бог в зороастрийской интерпретации, – за исключением того, что, в отличие от них, он решил творить зло. Таким образом, зло произошло от проявления свободной воли Аримана, а не от акта творения Ахуры Мазды.

Цели Аримана и история Захака


Это предложение было принято зороастрийскими парсами Индии – преданными, которые спасли священные тексты от арабского вторжения мусульман в Иран в 651 году н. э. и вывезли их из страны – и подкреплено историями, касающимися Аримана в этих текстах. Ученый Дж. Дюшен-Гильмен, ссылаясь на зороастрийскую традицию и персидскую традицию, пишет:

Ариман-зло по собственному выбору. “Дело не в том, - говорит он, - что я не могу создать ничего хорошего, но я этого не сделаю". И чтобы доказать это, он создал павлина. (Иранская энциклопедия, Ариман, 8)

Преданность Аримана уничтожению любого добра, продвигаемого Ахура Маздой, была не каким-либо средством достижения цели, а самой целью; уничтожение добра и нарушение порядка на каждом шагу были его единственным интересом. В любой момент он мог бы с такой же лёгкостью использовать свою силу, чтобы возвышать людей, а не уничтожать их, но это его не интересовало, как показано в рассказе о принце – а позже короле – Захаке (также известном как Заххак).

Захак был сыном доброго и справедливого короля по имени Мердас в мифологическое время, когда миром правил великий король Джамшид. Захак был красив и очарователен, но был избалован своим отцом и был слабовольным, ленивым и склонным к тому, чтобы его сбивала с пути дурная компания. Однажды он встретил столь же очаровательного и красивого молодого человека (на самом деле Аримана в облике юноши), и они стали хорошими друзьями. Постепенно Ариман начал намекать, как легко было бы Захаку убить своего отца и стать королём, и, в конце концов, он последовал совету своего нового друга.

После того, как Захак стал королём, его друг исчез как раз в тот момент, когда во дворце был нанят новый повар (снова Ариман). Этот повар мог бы приготовить любую еду в мире, и каждое блюдо было прекраснее предыдущего. Захак хотел вознаградить его и спросил, чего бы он хотел, но повар отказался от каких-либо сокровищ или почестей и попросил только разрешения поцеловать Захака в плечи. Захака согласился, змеи внезапно вырвались из мест, которые целовал повар, и сам повар исчез.

Захак хотел удалить змей, но каждый раз, когда их отрезали, они появлялись снова. К счастью – или так думал Захак – во дворец прибыл новый врач, который был особенно искусен (снова Ариман), и сказал, что у него есть лекарство: единственный способ справиться с проблемой - каждый день кормить змей человеческими мозгами, и, если этого не сделать, змеи съедят мозг самого Захаки.

Захак
Захак. Фото: member.worldhistory.org

В это время Джамшид правил миром в полном согласии в течение 300 лет, но Ариман посетил его, тихо шепча на ухо, и – как он сделал давним – давно с самым первым королём, мудрым Йимой - убедил Джамшида, что он не нуждается в богах. Правление Джамшида наполнилось коррупцией, и народ стал страдать, и поэтому, когда Захак выступил против него все потдержали молодого короля. Захак сверг Джамшида, распилил его пополам и занял мировой трон.

Люди были вне себя от радости, пока не обнаружили, что Захак был ещё большим деспотом, чем Джемшид, и, кроме того, ежедневно теряли друзей и родственников, которых приводили во дворец, чтобы убить и накормить змей мозгами. Террор Захака продолжалось до тех пор, пока кузнец Кавех, потерявший 18 сыновей из-за змей Захака, не поднял восстание и не заручился помощью героя Ферейдуна (также известного как Траэтаона), чтобы возглавить народ. Захак был свергнут и оставлен связанным и истекающим кровью в плену, когда Ферейдун восстановил порядок и мир на земле.

Вывод


В этой истории, как и в любой другой, касающейся Аримана, он сам ничего не выгадал от смерти Мердаса, развращения Захака и Джамшида и тысяч молодых людей, скормленных змеям, кроме его собственного удовольствия уничтожить добро и погрузить упорядоченный мир Ахура Мазды в хаос и смятение. Ариман олицетворяет неожиданные, неприятные и часто хаотичные жизненные испытания, которые, кажется, приходят без причины и разрушают упорядоченную жизнь и планы на день, неделю, будущее.

Ибо если закон природы гласит, что ничто не возникает без причины, и если добро не может обеспечить причину для зла, то из этого следует, что Природа должна иметь в себе источник и происхождение зла, точно так же, как она содержит источник и происхождение добра.

По мнению Плутарха, именно Природа – сама жизнь – содержит двойственность того, что люди интерпретируют как “добро” и как “зло”.

Ахура Мазда и Ариман представляют двойственную природу существования, воспринимаемую человеческими существами, – добро и порядок, зло и хаос, – и то, действительно ли Природа/Жизнь содержит эту двойственность, не имеет значения, поскольку её существование, насколько это касается человеческого состояния, обязательно зависит от человеческой интерпретации. Рассматривая Аримана в этом направлении, его происхождение не является тайной, поскольку его, как и Ахура Мазду или любое другое божество, можно понять как создание человеческих существ, пытающихся осмыслить мир, который разочаровывает обнадёживающие ожидания так же часто, как и вознаграждает их.
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Шибальба - мрачный загробный мир Майя

Шибальба (Ши-бал-ба) - так киче майя называли подземный мир. Название Шибальба переводится как "Место страха", что указывает на ужас, который это место вызывало в воображении майя. Читать далее »

Происхождение и характер лепрекона

Лепреконы - персонажи ирландского фольклора, которые охраняют спрятанные сокровища. Считающиеся маленькими и невероятно проворными мужскими особями фей или гоблинов. Живя уединённой жизнью, лепрекон может быть источником зла для неосторожных, они печально известны тем, что лепреконов чрезвычайно трудно поймать или заманить в ловушку. Читать далее »

Шибальба - мрачный загробный мир Майя

Шибальба (Ши-бал-ба) - так киче майя называли подземный мир. Название Шибальба переводится как "Место страха", что указывает на ужас, который это место вызывало в воображении майя. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-