Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
1639
Флаг Auster[38]
619
Флаг Aist[39]
488
Флаг Jaaj.Club[42]
411
Флаг Palevka-89[38]
361
Флаг ka4ka[28]
173
Флаг gibulkaknop17[15]
153
Флаг tarakan[28]
134
Флаг BasK[10]
132
Флаг boris[28]
120

События

10.05.2024 22:40
***

Технические работы

10-12 Мая

***
29.04.2024 20:40
* * *

Возвращена старая система Зрительских Симпатий.

Теперь читатели могут отблагодарить автора не только добрым словом, но и звонкой монетой, перечислив ему выбранную сумму тяжеленных золотых клубных монет.

Опция Зрительские Симпатии доступна на странице публикации над комментариями.

Зрительские Симпатии, оставленные неавторизованными пользователями, монет не добавляют и не убавляют, но автор получает сигнал о вашей признательности.

* * *
29.04.2024 20:27
  

Открыта регистрация на майские турниры



  

Турнир на оборот, который посвящён юмористической тематике.


  

Регулярный Клубный Чемпионат 2024 продолжается, теперь таблица счёта всегда доступна в левой колонке.

  

Комментарии



С тех пор девочка жила в квартире одна, и она никому ничего не рассказывала.
18.05.2024 BasK
Икона — это не картина, икона — это святой образ.
18.05.2024 Erikus
Ценности духовного значения представляют истинное сознание человека.
17.05.2024 Kongo
Жизненные ценности различаются по принципу значимости и входят в повседневность, как важные составляющие.
17.05.2024 boris
Интересным решением являются удобрения в виде палочек, которые, как и препараты медленного действия, понемногу высвобождают необходимые вещества в субстрат.
17.05.2024 ka4ka

Опрос

Достаточное ли количество турниров проводится в Jaaj.Club в течение года?


ПОБЕДИТЕЛЬ Битва БИТВЫ
Байки из склепа
8
0
Автор: BasK
Битва завершена
05.02.2023 Рубрика: Байки из склепа

Василиск

Автор: Jaaj.Club
Главная его черта, закрепленная в имени, - царственность. Возможно, она связана с особой отметиной на голове василиска или с его способностью передвигаться не опуская головы. Изображения василиска украшали головные уборы египетских фараонов и изваяний богов. Невероятная губительная сила заключена в этом существе.
6613 0 0 8 1813
Василиск
фото: chakiris.club
В античные времена василиском называли маленькую змею с белой меткой на голове, живущую в Ливийской пустыне и известную своим смертоносным ядом и способностью передвигаться с поднятой головой. Изображения василиска украшали головные уборы египетских фараонов и изваяний богов.

Древние представления о василиске


В "Иероглифике" Гораполло мы находим любопытный отрывок, касающийся отношения древних египтян к этому удивительному существу: "Когда они хотят изобразить слово "вечность", они рисуют змею, хвост которой спрятан за её телом. У египтян эта змея зовется Урайон, а у греков - Василиск... Если она дохнёт на любое другое животное, даже не кусая его, жертва умирает. Поскольку эта змея обладает властью над жизнью и смертью, они помещают её на головы своих богов".

В греческом языке "василиск" означает "маленький царь".

Как и его имя, наше представление о василиске пришло из Греции. Для греков василиск был одним из чудес "заморской пустыни", однако до нашего времени греческие литературные источники о василиске не дошли. Статья о василиске содержится в "Естественной истории" римского писателя Плиния Старшего (I век н. э.), в том числе написанной и на основе трудов греческих историков и хронистов.

Вот описание Плиния: "Василиск обладает удивительной способностью: кто видит его - сразу умирает. Он живет в Киренаике. (На его голове - белое пятно, напоминающее диадему. Его длина - не больше 30 сантиметров.) Он обращает других змей в бегство своим шипением и передвигается не изгибаясь всем телом, а приподнимая свою среднюю часть. Не только от прикосновения, но и от дыхания василиска кусты и трава засыхают, а камни воспламеняются. Его действие на других животных и людей ужасно: рассказывают, что однажды всадник поразил василиска своим копьем и яд, поднявшийся через копье, убил не только человека, но и лошадь. Однако даже для этой удивительной змеи укус ласки смертелен - таков закон природы: никто не остался без достойного соперника... Волхвы приносят кровь василиска в жертву небесам. На солнце она густеет, как смола, и напоминает смолу по цвету. Если кровь василиска растворить в воде, она становится краснее, чем киноварь".

1669028150_chakiris-club-p-vasilisk-kartinki-vkontakte-3.jpg
Фото: chakiris.club

Таков "настоящий" василиск. Главная его черта, закрепленная в имени, - царственность. Возможно, она связана с особой отметиной на голове василиска или с его способностью передвигаться не опуская головы (этот аспект, видимо, был очень значим для древних египтян).

Заслуживает внимания и тот факт, что невероятная губительная сила заключена в таком небольшом существе.

Слово "василиск" можно в определенном контексте перевести и как "маленький тиран". Неудивительно, что василиск несет в себе в основном негативные качества "царственного существа".

Василиск практически не упоминается в литературе древности. Исключение составляют только пара отрывков из Ветхого завета и поэма грека Полиодора "Эфиопика", в которой существование "злого глаза" подтверждается тем, что "василиск одним лишь взглядом и дыханием убивает все, что попадается ему на пути".

В "Деяниях" Аммиана Марцеллина (IV век н. э.) один из персонажей сравнивается с василиском, "который опасен даже на расстоянии". В "Фарсалии" Лукана описывается битва армии Катона со змеями. Василиск обращает змей в бегство и в одиночку противостоит армии. Солдат поражает василиска и избегает участи всадника, описанного Плинием, только благодаря тому, что отрубает себе руку, державшую копье.

В каждом из этих отрывков василиск заслужил упоминание не своей "короной" или поднятой головой, а своим ядом. Сообщение Плиния о свойствах его крови указывает на издревле существовавший интерес к возможному применению свойств василиска в медицине и других областях.

Согласно поверью, шкуру василиска вешали в храмах, чтобы отпугивать змей и скорпионов.

Один из авторов говорит о том, что, если натереть серебро пеплом василиска, оно приобретает все свойства золота. Такие представления были собраны и систематизированы в средневековых бестиариях (сочинениях о реальных и фантастических животных) и алхимических трактатах эпохи Возрождения.

1668457231_chakiris-club-p-vasilisk-art-vkontakte-8.jpg
Фото: chakiris.club

О вражде между василиском и лаской впервые сообщается в труде III века до н. э., приписываемом Демокриту. В средние века появляются и другие средства борьбы с василиском: противоядием его убийственному яду и дыханию служат яд и запах ласки; шипение василиска смертельно, но и сам он погибает от крика петуха, а его смертоносный взгляд может быть обращен против него самого при помощи обычного зеркала.

Василиск в средневековой Европе


После падения Римской империи Европа надолго потеряла связь с Африкой, которая вследствие этого стала еще более загадочным континентом. В средневековой Европе василиск представлялся настоящим чудовищем.

Интересно, что, приобретая все новые и новые зловещие качества, василиск становился всё менее экзотическим существом.

Он рассматривался уже не как житель далекой Африки, а как нечто, на что можно с непоправимыми последствиями наступить прямо за порогом собственного дома. По одной из версий, Англия некогда просто кишела василисками.

Превращение василиска в сказочное чудовище обусловлено самой историей его рождения. В греческом переводе библейской Книги пророка Исайи можно прочесть: "Кто поест яиц их - умрет, а если раздавит - выползет василиск". В христианских комментариях василиск воспринимается как воплощение самого дьявола, который даже перед низвержением в ад гордо держит голову. Псалом 90 выражает веру во всемогущество Бога: "На аспида и василиска наступишь".

Отсутствие его чёткого описания василиска послужили благодатной почвой для многих последующих вымыслов.

Мысль о том, что упомянутое Исайей яйцо - птичье, происходит, видимо, из истории об ибисе. В "Деяниях" Аммиана Марцеллина рассказ о василиске следует непосредственно за упоминанием о том, что ибис контролирует численность змей в Египте, питаясь их яйцами. Кроме того, согласно Аммиану, ибис откладывает свои яйца через клюв (возможно, он неправильно интерпретировал образ ибиса со змеиным яйцом в клюве). В Египте существовало поверье, что ибис, поедающий змей, сам иногда откладывает змеиные яйца. Современник Аммиана, знаток Египта Кассиан категорически утверждает, что "нет сомнения в том, что василиски рождаются из яиц птицы, которую в Египте зовут ибисом".

Также известна идея о противостоянии василиска и петуха (видимо, как отражение того факта, что нечистая сила боится петушиного крика) известна со II века н.э., неясно только, в какое время с петухом стали связывать и легенду о рождении василиска. В бестиарии Пьера де Бове (1218) рассказывается о том, что яйцо василиска начинает формироваться в теле старого петуха. Петух откладывает его в укромном месте на кучу навоза, где его насиживает жаба. Из яйца вылупляется петух с длинным змеиным хвостом, который и есть самый настоящий василиск.

7efa21f6baec2446a7fb0be7809c380e.jpg
Фото: mifolog.com

Де Бове также описывает сцену охоты на василиска с зеркалом, свидетелем которой он, по его словам, был сам. Поверье о том, что ядовитый взгляд может быть обращен на самого василиска, видимо, восходит к мифу о Медузе, которая погибла от собственного отражения на щите Персея. Это тем более вероятно, если вспомнить, что Лукан считал василиска одним из чудовищ, родившихся из крови Медузы.

В позднем средневековье слово "василиск" нередко встречается в алхимических трактатах в качестве "философского камня".

А Альбрехт Магнус в труде "О животных" отвергает истории о крылатом василиске, рожденном из петушиного яйца, как выдумки.

Последние упоминания о встрече с василиском


С расцветом естественных наук в эпоху Возрождения упоминания о василиске становятся редкими. Последний раз василиска "видели" в Варшаве в 1587 году. Двумя десятилетиями ранее швейцарский естествоиспытатель Конрад Геснер высказал в своей "Истории животных" скептическое мнение относительно существования василиска. Эдвард Топселл в "Истории змей" говорит о том, что петух со змеиным хвостом, возможно, существует (отрицать этот факт означало идти против церковных догм), но, во всяком случае, он не имеет ничего общего с василиском. Браун в 1646 году идёт ещё дальше: "Это существо - не только не василиск, но и вообще не существует в природе".

Удивительно то, что, как только миф о василиске-петухе был отвергнут, африканский василиск тоже был забыт.

В эпоху Возрождения было создано немало "чучел" василиска, составленных из частей морских скатов и других рыб, часто с раскрашенными глазами. Такие чучела можно и сегодня увидеть в музеях Венеции и Вероны. Большинство изображений василиска, относящихся к XVI-XVII векам, основаны именно на таких муляжах.

Изображения василиска в эпоху Возрождения


Существуют многочисленные изображения василиска на церковных барельефах, медальонах и гербах. В средневековых геральдических книгах василиск имеет голову и лапы петуха, птичье тело, покрытое чешуей, и змеиный хвост; трудно определить, чем покрыты его крылья - перьями или чешуей. Изображения василиска эпохи Возрождения отличаются чрезвычайным разнообразием. Нечто напоминающее василиска изображено на фресках Джотто в часовне Скровенджи в Падуе.

Интерес вызывает и полотно Карпаччо "Святой Трифоний, повергающий василиска". По легенде, святой изгнал дьявола, поэтому на картине василиск изображен таким, каким, по мнению живописца, должен быть дьявол: у него четыре лапы, тело льва и голова мула. Забавно, что, хотя для Карпаччо василиск - не мифологическое существо, а именно дьявол, название сыграло свою роль и картина повлияла на дальнейшее представление о василиске.

Образ василиска в литературе


Василиск довольно часто упоминается в литературе, хотя никогда не бывает главным героем. Помимо многочисленных комментариев к Библии и бестиариев, однозначно именующих василиска воплощением дьявола и порока, его образ нередко встречается в английских и французских романах. Во времена Шекспира василисками называли женщин лёгкого поведения, однако английский драматург использовал это слово не только в современном ему значении, но и обращаясь к образу ядовитого существа. В трагедии "Ричард III" невеста Ричарда леди Энн желает стать василиском, существом ядовитым, но в то же время царственным, как и полагается будущей королеве.

В поэзии XIX века христианский образ василиска-дьявола начинает тускнеть. У Китса, Колриджа и Шелли василиск - скорее благородный египетский символ, чем средневековое чудовище. В "Оде к Неаполю" Шелли призывает город: "Будь, как имперский василиск, сражай врагов невидимым оружьем".

Василиск не пользуется большой популярностью в наши дни.

Он не имеет особого символического значения, как единорог или русалка. Место в мифологии, которое могло стать определенной нишей для василиска, прочно занято драконом, чья история древнее и обширнее. Многие из нас, встретив изображение василиска, легко спутают его с драконом. Возможно, есть доля истины в поверье, что тот, кто видел василиска впервые, не погибает от его взгляда. Так или иначе, сегодня мы можем смотреть на изображение василиска на барельефе или фасаде здания не только не подвергая свою жизнь опасности, но даже и не замечая его.
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

14 путешествий в подземный мир в греческой и римской мифологии

В древнегреческой и римской мифологии подземный мир был местом, где обитали души умерших. В древнегреческой и римской мифологии лишь горстка смертных успешно побывала в подземном мире и вернулась в мир живых. Читать далее »

Цирцея

Цирцея - могущественная волшебница и богиня в греческой мифологии, обладающая исключительным талантом смешивать зелья. Она была дочерью бога солнца Гелиоса и Океаниды Персеи. Дом Цирцеи был найден на лесистом острове Эея и охранялся людьми, которых она превратила в волков и львов. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-