Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
1637
Флаг Auster[38]
619
Флаг Aist[39]
488
Флаг Jaaj.Club[42]
411
Флаг Palevka-89[38]
361
Флаг ka4ka[28]
173
Флаг gibulkaknop17[15]
153
Флаг tarakan[28]
134
Флаг boris[28]
119
Флаг BasK[10]
108

События

10.05.2024 22:40
***

Технические работы

10-12 Мая

***
29.04.2024 20:40
* * *

Возвращена старая система Зрительских Симпатий.

Теперь читатели могут отблагодарить автора не только добрым словом, но и звонкой монетой, перечислив ему выбранную сумму тяжеленных золотых клубных монет.

Опция Зрительские Симпатии доступна на странице публикации над комментариями.

Зрительские Симпатии, оставленные неавторизованными пользователями, монет не добавляют и не убавляют, но автор получает сигнал о вашей признательности.

* * *
29.04.2024 20:27
  

Открыта регистрация на майские турниры



  

Турнир на оборот, который посвящён юмористической тематике.


  

Регулярный Клубный Чемпионат 2024 продолжается, теперь таблица счёта всегда доступна в левой колонке.

  

Комментарии

Ценности духовного значения представляют истинное сознание человека.
17.05.2024 Kongo
Жизненные ценности различаются по принципу значимости и входят в повседневность, как важные составляющие.
17.05.2024 boris
Интересным решением являются удобрения в виде палочек, которые, как и препараты медленного действия, понемногу высвобождают необходимые вещества в субстрат.
17.05.2024 ka4ka
Интересная получилась прогулка. Спасибо! Ташкентский муниципалитет должен доплачивать вам за такие, вдохновляющие туристов, статьи :)
17.05.2024 Jaaj.Club
Вот про тату, прямо в точку)))
16.05.2024 Palevka-89

Опрос

Ваше предпочтение в кулинарии


ПОБЕДИТЕЛЬ Битва БИТВЫ
25.07.2022 Рубрика: Байки из склепа

Египетские истории о призраках

Автор: Aist
Самая известная история о привидениях из Древнего Египта известна просто как История о привидениях, но иногда упоминается как Хонсемхаб и Призрак. История восходит к позднему периоду Нового царства Египта (около 1570 - 1069 гг. до н.э.) и, в частности, к периоду Рамессидов (1186-1077 гг. до н.э.).
4994 0 0 5 2709
Египетские истории о призраках
фото: img4.goodfon.ru
Самая известная история о привидениях из Древнего Египта известна просто как История о привидениях, но иногда упоминается как Хонсемхаб и Призрак. История восходит к позднему периоду Нового царства Египта (около 1570 - 1069 гг. до н.э.) и, в частности, к периоду Рамессидов (1186-1077 гг. до н.э.).

Он был найден во фрагментах на остраке (керамика с надписями), которые, как утверждают такие учёные, как Джордж Позенер (1960 г.) и Юрген фон Бекерат (1992 г. н.э.), являются копиями гораздо более древней истории из Среднего царства Египта (2040-1782 гг. до н.э.). Это имело бы смысл, поскольку традиционное представление о загробной жизни в Египте как о рае часто ставилось под сомнение в текстах той эпохи (таких как "Слово арфиста" или "Спор между человеком и его душой"), и Хонсемхаб отражает эту точку зрения в своей беседе с призраком.

2022-07-25_20-00-20.png
Хонсемхаб и призрак. Фото: member.worldhistory.org

История о призраках рассказывает историю о первосвященнике Амона Хонсемхабе и его встрече с беспокойным призраком, чья гробница разрушилась. История существует на четырёх остракиях, обнаруженных в некрополе Дейр-эль-Медина близ Фив и вокруг него между 1880 и 1905 годами.

Сегодня эти остракисты хранятся в музеях Парижа, Флоренции, Вены и Турина, и каждый из них содержит часть истории. Финал рассказа, к сожалению, пока не найден.

Как и в случае с историями о привидениях со всего мира, история Хонсемхаба действует на двух уровнях: развлекательный и культурно-просветительский. Аудитория приятно проводит время, читая увлекательную историю, и, в то же время, получает информацию о важности почитания мёртвых, о важности заботы о метах последнего упокоения. 

История


Учёные расходятся в интерпретации текста. Некоторые утверждают, что это повествование от первого лица от говорящего, который проводит ночь в некрополе в Фивах и сталкивается с разгневанным духом. Затем этот безымянный рассказчик отправляется к первосвященнику за помощью, и Хонсемхаб вызывает духа, чтобы поговорить с ним. Интерпретация рассказчика от первого лица полностью основана на одной из ранних строк. Другие учёные утверждают, что это повествование от третьего лица, в котором рассказывается о том, как Хонсемхаб встретил духа в некрополе, а затем посвятил себя тому, чтобы помочь ему обрести покой.

Начало истории столь же фрагментарно, как и обрывающееся заключение, поэтому понятно, как можно заключить, что "Я", упомянутое в начале, указывает на повествование от первого лица. Однако история имеет больше смысла как повествование от третьего лица, поскольку рассказчик от первого лица не появляется после вступительных строк, и эти строки могут фактически быть диалогом, произнесенным Хонсемхабом. Некоторые переводы, по сути, полностью опускают букву "I" в первых строках, приписывая их Хонсемхабу, без какого-либо влияния на целостность истории.

В любом случае, после двух строк, в которых рассказывается о каком-то путешествии, Хонсемхаб возвращается в свой дом и призывает духа прийти к нему и назвать себя, обещая помочь ему, построив новую гробницу и снабдив его "всякими хорошими вещами". Ясно, что первосвященник уже знает о проблемах духа. Появляется призрак и говорит, что его зовут Небусемех. Хонсемхаб спрашивает духа, что его беспокоит, и Небусемех отвечает, что его гробница рухнула, и теперь никто не помнит, где он похоронен, так что надлежащие подношения больше не приносят. Небусемех говорит, что он "беззащитен на зимнем ветру, голоден без еды" и боится, что он может скоро прекратить своё существование или, как он выразился, "переполниться, как наводнение", и быть потерянным, потому что у его души нет дома, чтобы вместить её.

Хонсемхаб садится рядом с духом и оплакивает его печальное состояние.  Затем дух рассказывает, кем он был при жизни:

Когда я был жив на земле, я был смотрителем казны царя Ментухотепа, и я был лейтенантом армии, будучи во главе людей и близким к богам. Я отправился отдыхать в 14 году, в летние месяцы, царя Верхнего и Нижнего Египта Ментухотепа. Он дал мне мои четыре канопы и мой саркофаг из алебастра, и он сделал для меня всё, что делается для человека в моем положении. Он упокоил меня в моей гробнице с шахтой в десять локтей. Смотрите, земля под ней разрушилась и осела. Там дует ветер и захватывает язык. Теперь, что касается вашего обещания мне: "Я заново приготовлю для вас гробницу", я уже четыре раза говорил, что это будет сделано в соответствии с ними. Но что я должен сделать из обещаний, которые вы только что дали мне, чтобы всё это могло быть выполнено? 

Хонсемхаб уверяет духа, что сделает для него всё, что в его силах, говоря: "Пожалуйста, дай мне прекрасное поручение, которое можно выполнить для тебя, и я обязательно сделаю это для тебя", но дух не удовлетворён. Небусемех говорит: "Какая польза от того, что ты будешь делать? Если дерево не подвергается воздействию солнечного света, оно не прорастает листвой", что означает, что он не ожидает, что священник сможет обеспечить ему такой дом, который у него когда-то был, поскольку у Хонсемхаба нет таких ресурсов; точно так же, как дерево не может цвести без солнечного света, его могила не может быть разрушена/восстановлена на обещаниях и доброй воле. Священник уже заверил его, что, если он не сможет построить ему новую гробницу, у него будет пять слуг и пять служанок, которые будут ежедневно приносить ему еду и воду в качестве подношений, но дух не успокоился.

2022-07-25_20-00-50.png
Книга мёртвых. Фото: member.worldhistory.org

Небусемех исчезает, но Хонсемхаб не забывает о том, что он обещал. Он посылает людей на поиски разрушенной гробницы, и они находят её "на расстоянии двадцати пяти локтей вдоль королевской дамбы в Дейр-эль-Бахри" и возвращаются, чтобы рассказать своему хозяину. Хонсемхаб доволен этой новостью и празднует вместе с мужчинами, а затем вызывает чиновника, чтобы рассказать ему о проекте. История заканчивается строкой "Он вернулся вечером, чтобы поспать в саду, и он ...", но остальная часть рассказа утеряна. "Ne" в строке относится к некрополю в Фивах, и считается, что Хонсемхаб возвращается туда, где он был в начале истории, чтобы сказать Небусемеху, что у него скоро будет новый дом.

Текст


По ходу рассказа здесь можно найти "л.П.Х." после имени царя. Это английский эквивалент египетской фразы Ankh wedja seneb, означающей "жизнь, процветание, здоровье", которая появляется после королевских имён в древних надписях. Следующий текст следует за переводом Бекерата, перепечатанным в книге У.К. Симпсона "Литература древнего Египта: антология историй, инструкций, стел, автобиографий и поэзии".

В ней опущена реплика рассказчика от первого лица из начала рассказа: "Теперь, когда я смотрел на запад, он поднялся на крышу", которая часто появляется в переводах как третья строка ниже. Многоточия повсюду указывают на пропущенные слова из истории, в то время как скобки и круглые скобки указывают на возможные слова / предложения, которые неясны в оригинале. Текст гласит:

[... согласно] его привычке ... после того, как он поступил...Он переправился через реку и добрался до своего дома. Он приказал приготовить [подношения], сказав: "Я обеспечу его всевозможными благами, когда пойду на западную сторону". Он поднялся на крышу и призвал богов неба и богов земли, южных, северных, западных и восточных, а также богов подземного мира, сказав им: "Пошли мне этого августейшего духа". И вот он пришёл и сказал ему: "Я твой...кто пришел спать ночью рядом с его могилой." Тогда Верховный жрец Амона Хонсемхаб сказал ему: "Пожалуйста, скажи мне своё имя, имя твоего отца и имя твоей матери, чтобы я мог предложить им и сделать для них всё, что нужно сделать для тех, кто находится в их положении". Тогда августейший дух сказал ему: "Небусемех - моё имя, Анхмен - имя моего отца, а Тамшас - имя моей матери".

Тогда Верховный жрец Амона-Ра, царя Богов, Хонсемхаб сказал ему; "Скажи мне, чего ты хочешь, чтобы я мог это сделать для тебя. И я заново приготовлю для тебя гробницу и сделаю для тебя гроб из золота и дерева зизифус, и ты [будешь покоиться в нём], и я сделаю для тебя всё, что делается для того, кто находится в твоем положении".

Тогда августейший дух сказал ему: "Никто не может перегреться, кто подвергается зимнему ветру, голоден без еды... Это не моё желание переполниться, как наводнение, не ... не видеть мою могилу... Я бы до неё не добрался. Мне были даны обещания ..."

Теперь, после того, как [он] закончил говорить, Верховный жрец Амон-Ра, царь Богов, Хонсемхаб, сел и заплакал рядом с ним с лицом, полным слёз. И он обратился к духу, сказав: "Как плохо тебе живётся без еды и питья, без старения и молодости. Не видя солнечного света и не вдыхая северного бриза. Тьма в вашем поле зрения каждый день. Вы не встаете рано, чтобы уйти".

Тогда дух сказал ему: "Когда я был жив на земле, я был смотрителем казны царя Ментухотепа, и я был лейтенантом армии, будучи во главе людей и близким к богам. Я отправился отдыхать в 14 году, в летние месяцы, царя Верхнего и Нижнего Египта Ментухотепа. Он дал мне мои четыре канопы и мой саркофаг из алебастра, и он сделал для меня всё, что делается для человека в моём положении. Он упокоил меня в моей гробнице с шахтой в десять локтей. Смотрите, земля под ней разрушилась и осела. Там дует ветер и захватывает язык. Теперь, что касается вашего обещания мне: "Я заново приготовлю для вас гробницу", я уже четыре раза говорил, что это будет сделано в соответствии с ними. Но что я должен сделать из обещаний, которые вы только что дали мне, чтобы всё это могло быть выполнено?"

Тогда Верховный жрец Амона-Ра, царя Богов, Хонсемхаб, сказал ему: "Пожалуйста, дай мне прекрасное поручение, которое можно выполнить для тебя, и я обязательно выполню его для тебя. Или я [просто] прикажу пяти мужчинам (слугам) и пяти служанкам, всего десять человек, преданных тебе, чтобы наливать тебе воду для возлияний, и я буду (иметь) мешок эммера, который будет ежедневно доставляться тебе для предложения. А также надзиратель за приношениями нальёт вам воду для возлияния".

Тогда Дух Небусемеха сказал ему: "Какая польза от того, что ты будешь делать? Если дерево не подвергается воздействию солнечного света, оно не прорастает листвой. (Но) камень никогда не стареет; он крошится (только) через ... "

... Царь Небхепетр, л.п.х., ... там Верховный жрец Амона-Ра, царь Богов [поручил] трём мужчинам, каждому по одному... И он переправился и поднялся...Люди искали гробницу возле священного храма царя Небхепетра, Л.п.х. [Сына Ра, Ментухотепа], Л.п.х., И они искали это на расстоянии двадцати пяти локтей от королевской дамбы в Дейр-эль-Бахри.

Затем они спустились к берегу реки и [вернулись] к Верховному [жрецу] Амон-Ра, царя Богов, Хонсемхабу, и нашли его совершающим богослужение в доме бога храма Амон-Ра, царя Богов. И он сказал им: "Надеюсь, вы вернулись, обнаружив прекрасное место для того, чтобы имя этого духа по имени Небусемех сохранялось вечно". Тогда все трое сказали ему в один голос: "Мы нашли отличное место для [сохранения имени этого августейшего духа]". И вот они сели в его присутствии и устроили праздник. Его сердце стало радостным, когда они рассказали ему ... пока солнце не поднялось из-за горизонта. Затем он вызвал депутата сословия Амона Менкау и сообщил ему о своем проекте.

Он вернулся вечером, чтобы переночевать в саду, и он....

Комментарий


Как уже отмечалось, предполагается, что Хонсемхаб остался верен своему слову, и история закончилась счастливо для духа Небусемеха. Симпсон отмечает, что "первосвященник Хонсемхаб, вероятно, был вымышленным персонажем", но обстановка фиванского некрополя была бы знакома тем, кто слышал эту историю. Размещение истории в знакомой обстановке и выбор верховного жреца Амона в качестве центрального персонажа сделали бы историю более правдоподобной и понятной для древнеегипетской аудитории. Это сработало бы так же, как если бы действие любой истории о привидениях происходило в хорошо известном "жутком" месте в наши дни.

Однако в Древнем Египте призраки не считались "жуткими"; они были просто естественной частью существования, от которой египтяне обычно старались защититься.

Погребальные ритуалы, которые чтили мёртвых, были предназначены для того, чтобы убедиться, что никто не вернётся из загробной жизни неудовлетворенным. Надлежащие обряды, связанные со смертью и погребением, были важны во всех древних обществах, и египтяне ничем не отличались в этом.

Поскольку загробная жизнь считалась просто продолжением жизни на земле, и поскольку надеялись, что дух умершего будет благосклонно оценён богом Осирисом и ему будет позволено перейти в этот рай, у духа не было причин возвращаться на землю, если его не беспокоили; и эта проблема часто была связана либо с неправильным соблюдением погребения, либо с разрушением или разграблением чьей-либо могилы. Гробница считалась "домом духа", и если о чьей-то могиле забывали, если не соблюдались надлежащие обряды поминовения, дух не обретал покоя. Появление призрака, если только его не вызывали по особой причине или не навещали во сне, никогда не считалось хорошим знаком.

2022-07-25_20-01-12.png
Египетская загробная жизнь. Фото: member.worldhistory.org

Тем не менее, к общению с мёртвыми иногда обращались за советом при решении проблем или принятии важных решений. Считалось, что мёртвые могут общаться с живыми через сны, и к некоторым мудрым женщинам обращались как к провидцам, чтобы интерпретировать эти сны и предсказывать будущее. По словам египтолога Розали Дэвид, эти провидцы действовали как внутри, так и за пределами храмовых и погребальных культов, пытаясь либо облегчить встречу между живыми и мёртвыми, либо истолковать сон, касающийся умершего. Она пишет: "Эти подходы включали использование оракулов и магии, писем к мёртвым, снов и других форм гадания". В случае с Хонсемхабом он предпочитает вызывать призрака напрямую и говорить с ним откровенно, а не полагаться на посредника, и, как от первосвященника, от него ожидают, что он сможет и захочет это сделать.

В этой истории призрак Небусемеха представлен не как страшный дух, а как душа, нуждающаяся в помощи. В этой истории подчёркивается важность регулярного ухода за гробницами, а также памяти и почитания мёртвых. Когда появляется Небусемех, Хонсемхаб встречает его как гостя с проблемой, а не как призрака, которого можно преследовать, и первосвященник проявляет к нему всё гостеприимство, соглашаясь помочь ему в его ситуации.

История в целом была бы интересной, но также служила бы цели привить слушателям важную культурную ценность, поскольку она побуждала их помнить и уважать тех, кто перешёл на другую сторону.

Уважение к мёртвым, как уже отмечалось, было важной культурной ценностью для египтян, независимо от социального статуса умершего человека, но автор рассказа хочет убедиться, что этот момент соблюдается, и поэтому делает Небусемеха лейтенантом в армии великого героя-короля Ментухотепа II (около 2061-2010 гг. до н.э.), который объединил Египет под властью Фиванцев и положил начало периоду Среднего царства. Считается, что Ментухотеп II является королём в истории из-за его знаменитой гробницы в Дейр-эль-Бахри, некрополя, фигурирующего в истории, а также его непреходящей славы.

2022-07-25_20-01-29.png
Рельеф Ментухотепа II. Фото: member.worldhistory.org

Имя Ментухотепа II часто заменяется в переводах (например, в приведенном выше) именем Рахотеп, которое появляется в строке III.6, когда перевод разбит на страницы, в том месте, где призрак говорит: "Когда я был жив на земле, я был смотрителем казны царя Рахотепа".. Призрак продолжает говорить, однако, что он умер в 14 году правления Ментухотепа. Это не имеет смысла, поскольку Рахотеп (около 1580-1576 гг. до н.э.) был первым или вторым царем 17-й династии, в то время как Ментухотеп правил задолго до него как первый царь 11-й династии.

Считается, что автор, возможно, перепутал двух царей, поскольку Рахотеп, согласно его стеле в Коптосе, также был связан с объединением страны под Фивами во времена оккупации Нижнего Египта гиксосами. Возможно также, что во время создания произведения имя Рахотепа ассоциировалось с именем более раннего героя как своего рода "второго Ментухотепа", и аудитория того времени поняла бы намёк.

Настоящее имя царя не так важно, как то, что это имя означало бы для аудитории: Небусемех был важным человеком, тесно связанным с великим царём, и если его гробнице можно было позволить рухнуть, то и любой другой мог. Все детали произведения направлены на то, чтобы подчеркнуть важность уважения к мёртвым и постоянного соблюдения обрядов поминовения.
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Древние истории о привидениях со всего мира

От эпической поэзии Гомера и Вергилия до трагедий Эсхила и историй Геродота и Тацита люди рассказывали истории о привидениях на протяжении всей истории цивилизации. В этой статье рассматриваются некоторые из самых жутких историй о призраках далёких времён из древней Месопотамии, Греции и Рима. Читать далее »

Древнеегипетский обряд захоронения

Египетские погребения — это общий термин для древнеегипетских погребальных ритуалов, связанных со смертью и путешествием души в загробную жизнь. Вечность, по словам учёного Маргарет Бансон, “была общим местом назначения каждого мужчины, женщины и ребёнка в Египте”, но не "вечность" в загробной жизни над облаками, а скорее вечный Египет, который отражал жизнь на земле. Читать далее »

Древняя история о привидениях: Филиннион и Мачат

Истории о привидениях существовали тысячи лет, часто в похожих формах и часто на одни и те же темы, во многих самых древних культурах. Г. П. Лавкрафт однажды написал: "Как и следовало ожидать от формы, столь тесно связанной с первобытными эмоциями, история ужасов так же стара, как сами человеческие мысли и речь". Человеческое желание победить смерть, жить вечно, нашло выражение в историях тех, кто, казалось бы, сделал это, вернувшись из могилы. Читать далее »

Легенда индейцев о встрече с призраками

Человек, который боролся с привидением (также известен как индеец, который боролся с привидением) - это сказка тетонов и сиу о том, как вести себя с привидениями, когда встречи с ними не избежать. Это одна из самых известных историй о привидениях коренных американцев. Читать далее »

Тайна мрачного дома

В густом лесу обросшим мхом и тлёй стаял весь чёрный мрачный дом хранили тайну гнилые доски в нём тот призрак за следующей стеной в углу где мрачный ритуал был совершён. Читать далее »

Древние истории о привидениях со всего мира

От эпической поэзии Гомера и Вергилия до трагедий Эсхила и историй Геродота и Тацита люди рассказывали истории о привидениях на протяжении всей истории цивилизации. В этой статье рассматриваются некоторые из самых жутких историй о призраках далёких времён из древней Месопотамии, Греции и Рима. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-