Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
1663
Флаг Auster[38]
626
Флаг Aist[39]
488
Флаг Jaaj.Club[42]
411
Флаг Palevka-89[38]
363
Флаг ka4ka[28]
173
Флаг gibulkaknop17[15]
153
Флаг BasK[10]
135
Флаг tarakan[28]
134
Флаг boris[28]
121

События

10.05.2024 22:40
***

Технические работы

10-12 Мая

***
29.04.2024 20:40
* * *

Возвращена старая система Зрительских Симпатий.

Теперь читатели могут отблагодарить автора не только добрым словом, но и звонкой монетой, перечислив ему выбранную сумму тяжеленных золотых клубных монет.

Опция Зрительские Симпатии доступна на странице публикации над комментариями.

Зрительские Симпатии, оставленные неавторизованными пользователями, монет не добавляют и не убавляют, но автор получает сигнал о вашей признательности.

* * *
29.04.2024 20:27
  

Открыта регистрация на майские турниры



  

Турнир на оборот, который посвящён юмористической тематике.


  

Регулярный Клубный Чемпионат 2024 продолжается, теперь таблица счёта всегда доступна в левой колонке.

  

Комментарии

Настоящие орлы на решку не ставят.
18.05.2024 LISKI


С тех пор девочка жила в квартире одна, и она никому ничего не рассказывала.
18.05.2024 BasK
Икона — это не картина, икона — это святой образ.
18.05.2024 Erikus
Ценности духовного значения представляют истинное сознание человека.
17.05.2024 Kongo
Жизненные ценности различаются по принципу значимости и входят в повседневность, как важные составляющие.
17.05.2024 boris

Опрос

Читали ли вы книгу Ведунья Ненастья автора Настасьи Истоминой?


25.07.2019 Рубрика: Культура

Модернизм: его школы, течения и этапы. Нереалистические явления в искусстве, следующими за декадансом

Автор: Jaaj.Club
XX век вошел в историю культуры как век эксперимента, который потом зачастую становился нормой. Это время появления разных деклараций, манифестов и школ, нередко посягавших на вековые традиции и незыблемые каноны.
2858 0 0 9 1267

322

XX век вошел в историю культуры как век эксперимента, который потом зачастую становился нормой. Это время появления разных деклараций, манифестов и школ, нередко посягавших на вековые традиции и незыблемые каноны. Так, скажем, была подвергнута критике неизбежность подражания прекрасному, о которой, ссылаясь на древних фивян, писал Лессинг в известной работе "Лаокоон, или О границах живописи и поэзии"; напротив, художник стал подражать отвратительному, что в древности запрещалось под страхом наказания. Отправной точкой эстетики стало безобразное; отказ от гармонических пропорций нарушил облик искусства, в котором акцент сделан на деформации, геометрических фигурах. Произведения искусства нередко не похожи на классические образцы: роман может напоминать бесстрастную историю болезни или патологический анамнез, а скульптура - издержки металлорежущей промышленности. 

Термин "модернизм" появляется в конце XIX века и закрепляется, как правило, за нереалистическими явлениями в искусстве, следующими за декадансом. Однако идеи, давшие ему наполнение, встречались и ранее: в теоретических рассуждениях Жерваля де Нерваля и Теофиля Готье (последний еще в 1856 году констатировал, что искусство не средство, но цель), в "Цветах зла" Ш. Бодлера, программах "чистого искусства" и "абсолютной поэзии". Более того, некоторые художественные черты прециозной поэзии и маньеризма, так же как сюрреалистические фрески Иеронима Босха, написанные за пять столетий до появления манифеста сюрреализма, как бы предваряют поиски модернизма. 

Модернизм (фр. modernisme - от modeme - новейший, modo - только что) как философско-эстетическое движение имеет следующие стадии, выделяемые с долей определенной условности: авангардизм, по времени расположенный между войнами, иногда захватывающий годы перед первой мировой войной, неоавангардизм (50-60-е годы) и, что достаточно спорно, однако имеет основания, постмодернизм (70-80-е годы). Говоря об авангардизме как части модернизма, отметим, что западная критика нередко не разделяет эти термины, предпочитая "авангард" (см. "Растерзанный Орфей" И. Хассана). Модернизм продолжает нереалистическую тенденцию в литературе прошлого и переходит в литературу второй половины XX века. Модернизм - это и творческий метод, и эстетическая система, нашедшая отражение в литературной деятельности целого ряда школ, нередко весьма различных по программным заявлениям и их осуществлению на практике. Общие черты: утрата точки опоры, разрыв как с позитивизмом XIX века, так и с традиционным мировоззрением христианской Европы; субъективизм, деформация мира или художественного текста; утрата целостной модели мира, создание модели мира всякий раз заново по произволу художника; формализм. 

Модернизм - пестрое по своему составу, политическим устремлениям и манифестам литературное движение, включающее множество различных школ, группировок, объединенных пессимистическим мировоззрением, стремлением художника не отражать объективную реальность, а самовыражать себя, установкой на субъективизм, деформацию. Философские истоки модернизма можно отыскать, в частности, в трудах Ф. Ницше, 3. Фрейда, А. Бергсона, У. Джеймса. Важно помнить, что идеи модернизма в творчестве отдельных художников и школ, в каждом конкретном произведении получают нередко разную интерпретацию; при этом проявляется неисчерпаемый спектр форм и приемов раскрепощенного процесса творчества. Модернизм может быть определяющим в творчестве писателя в целом (Ф. Кафка, Д. Джойс) или может ощущаться как один из приемов, имеющий существенное влияние на стиль художника, его манеру (М. Пруст, В. Вулф). 

Модернизм помог обратить внимание на уникальность внутреннего мира человека, расковать фантазию творца как феномен окружающего человека реального мира. Художник не менее важен, чем то, что он изображает, говорил Пикассо, любивший повторять, что знает, как выглядят яблоки, и на картине Сезанна его интересует нечто другое. Споры с реалистами, по крайней мере теоретические - на уровне деклараций, можно считать принципиальными для модернизма как метода. 

Марксистское литературоведение (труды П. Лафарга, Ф. Меринга, Г. Плеханова) уже с конца прошлого века заняло негативную позицию по отношению к модернизму, видя в нем проявление кризиса и распада буржуазной культуры. Вместе с тем в Советской России на первых порах выставлялись художники авангарда, переводились такие далекие от реалистической эстетики поэты и прозаики, как Ж. Кокто, Э. Толлер, Д. Джойс, М. Пруст; в те годы была возможность читать Фрейда и Ницше, Элиота и Паунда. Поворот к диктатуре и тоталитаризму с его подозрительным отношением к личности вообще и таланту в частности обрек искусство на десятилетия несвободы.

Модернизм как литературное движение, охватившее Европу в начале века, имел следующие национальные разновидности; французский и чешский сюрреализм, итальянский и русский футуризм, английские имажинизм и школа "потока сознания", немецкий экспрессионизм, американский и итальянский герметизм, шведский примитивизм, или витализм, французский унанимизм и конструктивизм, испанский ультраизм, латиноамериканский креасьонизм. 

Что же характерно для авангардизма как стадии модернизма? Авангардизм (фр. avant-garde - передовой отряд) - термин, имеющий в зарубежной науке, как уже отмечалось, более широкое семантическое поле, нередко выступающий как синоним модернизма в нашем понимании. Неуловимы и очертания авангардизма, исторически объединяющего различные направления - от символизма и кубизма до сюрреализма и поп-арта; для них характерны психологическая атмосфера бунта, ощущение пустоты и одиночества, ориентация на будущее, не всегда четко представленное. "Авангард стремится избавиться от наносов прошлого, традиций", - отмечает чешский ученый Ян Мукаржовский. Существенно, что бурно развивавшееся в десятые - двадцатые годы авангардистское искусство оказалось обогащенным революционной идеей (иногда лишь условно-символической, как это было у экспрессионистов, писавших о революции в сфере духа, революции вообще). Это придало авангарду оптимизм, окрасив его полотна в красный цвет, и привлекло к нему внимание революционно настроенных художников, которые видели в авангардизме пример антибуржуазного протеста (Брехт, Арагон, Незвал, Элюар). 

XX век стал веком разрушения старого мира и его искусства. Бунт был растворен во всем: слово "дикий" не случайно фигурировало то как название театра, в котором выступал с песнями Брехт, то как составная часть и понятие школы живописи (фовизм). Авангардное искусство прибегало к маскараду и окарикатуриванию, дразнило буржуазный "здравый смысл" уже хотя бы за то, что он не противостоял компромиссу с войной. Ломка традиционных форм сопровождалась возрождением "низовых" жанров - цирка, мюзик-холла, пантомимы, негритянского джаза, - упрощением форм, их примитивизацией. Утонченность красок импрессионистов не отвечала духу времени: на картинах их "наследников" - экспрессионистов поселяются "крик" и дисгармония. Внешне казалось, что авангард отверг традиции, однако его протест в первую очередь был направлен против канонов, устоявшихся пропорций и окостеневающих форм. Говоря о стремлении искусства вырваться за пределы трехмерного пространства, Кокто сравнивал Пикассо с беглым каторжником, рвущимся на свободу за пределы собственного "я". 

Авангардисты исходили из того, что искусство не обязательно должно быть узнаваемым и нравиться с первого взгляда. Они отказались обманывать публику и призвали ее к познанию мира, что значительно сложнее, чем узнавание привычного; правда, еще Аристотель заметил, что публика всегда испытывает радость, видя что-то ей знакомое. Авангардизм не просто перечеркивает реальность - он движется к своей реальности, опираясь на имманентные законы искусства. Авангард отверг стереотипность форм массового сознания, не принял войну, безумие технократизма, закабаление человека. Напомню, что идея свободы сближает в целом аполитичный авангард с революцией, хотя сюрреалисты пожимали плечами при упоминании о русской революции, казавшейся им "министерским кризисом". Посредственности и буржуазному порядку, канонизованной логике реалистов авангард противопоставил бунт, хаос и деформацию, морали мещан - свободу чувств и неограниченную фантазию. Опережая время, авангард обновил искусство XX века, ввел в поэзию урбанистическую тематику и новую технику, новые принципы композиции и различные функциональные стили речи, графическое оформление (отказ от пунктуации, идеограммы), свободный стих и его вариации, обновил европейскую версификацию. 

Рассмотрим дадаизм, сюрреализм и экспрессионизм, как наиболее заявившие о себе в модернизме двадцатых - тридцатых годов. Другие школы и манифесты будут рассмотрены в очерках о развитии отдельных национальных литератур.  
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Мане и постимпрессионисты: выставка Роджера Фрая 1910 года

Одним из наиболее ярких примеров искусства, имеющего огромное социологическое значение, является выставка 1910 года «Мане и постимпрессионисты». Это конкретное событие стало одним из триггеров, которые зажгли модернистскую эпоху. Читать далее »

Дадаизм. Искусство алогичное и иррациональное

ДАДАИЗМ (от фр. dada - детский лепет без смысла) - непосредственный предшественник сюрреализма. Сложился в Цюрихе, столице нейтральной Швейцарии, стараниями поэтов-эмигрантов из воюющих стран (Т. Тзара, Р. Читать далее »

Анри Бергсон. Наше познание, как и сущность жизни, покоится на интуиции

Внесло свой вклад в понимание человека творческого и учение об интуиции французского философа, лауреата Нобелевской премии по литературе 1927 года Анри БЕРГСОНА (1859-1941). Оно исходит из недоверия к интеллекту, имеющему чисто утилитарное назначение, ориентирующему человека лишь в практической деятельности. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-