Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
1663
Флаг Auster[38]
626
Флаг Aist[39]
488
Флаг Jaaj.Club[42]
411
Флаг Palevka-89[38]
363
Флаг ka4ka[28]
173
Флаг gibulkaknop17[15]
153
Флаг BasK[10]
135
Флаг tarakan[28]
134
Флаг boris[28]
121

События

10.05.2024 22:40
***

Технические работы

10-12 Мая

***
29.04.2024 20:40
* * *

Возвращена старая система Зрительских Симпатий.

Теперь читатели могут отблагодарить автора не только добрым словом, но и звонкой монетой, перечислив ему выбранную сумму тяжеленных золотых клубных монет.

Опция Зрительские Симпатии доступна на странице публикации над комментариями.

Зрительские Симпатии, оставленные неавторизованными пользователями, монет не добавляют и не убавляют, но автор получает сигнал о вашей признательности.

* * *
29.04.2024 20:27
  

Открыта регистрация на майские турниры



  

Турнир на оборот, который посвящён юмористической тематике.


  

Регулярный Клубный Чемпионат 2024 продолжается, теперь таблица счёта всегда доступна в левой колонке.

  

Комментарии

Настоящие орлы на решку не ставят.
18.05.2024 LISKI


С тех пор девочка жила в квартире одна, и она никому ничего не рассказывала.
18.05.2024 BasK
Икона — это не картина, икона — это святой образ.
18.05.2024 Erikus
Ценности духовного значения представляют истинное сознание человека.
17.05.2024 Kongo
Жизненные ценности различаются по принципу значимости и входят в повседневность, как важные составляющие.
17.05.2024 boris

Опрос

Ваше устройство по предпочтению


17.07.2019 Рубрика: Культура

Немецкая литература 18 век. Веймарский классицизм

Автор: Jaaj.Club
В Германии XVIII в. также разворачивалось просветительское движение, но в иных, гораздо более трудных, чем в Англии и Франции, условиях. Развитие капитализма тормозилось политической, экономической и идейной отсталостью страны.
2871 0 0 3 3307

40

В Германии XVIII в. также разворачивалось просветительское движение, но в иных, гораздо более трудных, чем в Англии и Франции, условиях. Развитие капитализма тормозилось политической, экономической и идейной отсталостью страны. Формально она входила в Священную Римскую империю, государственные учреждения которой (имперский сейм, суд, канцелярия) были нежизнеспособны и являли собой одну фикцию. Само единство Германской империи оставалось символическим: 300 княжеств и 50 имперских городов жили по своим законам. Не случайно Лессинг назвал свою несчастную родину «лоскутным одеялом». В каждом из княжеств царила уродливая, полупатриархальная форма абсолютизма, которая лишала третье сословие (бюргеров и крестьян) политических прав. Экономическая отсталость государства зависела как от внешних условий (после перенесения торговых путей в Атлантический океан Германия оказалась на задворках мировой торговли), так и внутренних (в стране был сильно ограничен внутренний рынок, политическая раздробленность препятствовала развитию торговли). В условиях экономического и политического бессилия сознание бюргеров созревало крайне медленно: они не видели общих интересов, боролись, как правило, за права отдельной личности. Многие из них находились под властью консервативных верноподданнических настроений. Характеризуя Германию XVIII в., Ф. Энгельс писал:
«Это была одна отвратительная гниющая и разлагающаяся масса. <...>Ни образования, ни средств воздействия на сознание масс, ни свободы печати, ни общественного мнения... Все прогнило, расшаталось, готово было рухнуть, и нельзя было даже надеяться на благотворную перемену, потому что нация не имела в себе силы даже для того, чтобы убрать разлагающийся труп отживших учреждений».
Все это и определило характер немецкого Просвещения. Оно было умозрительным и отличалось углубленным изучением вопросов исторического, философского, религиозного, культурного развития человечества. Тем не менее, немецкие просветители выдвигали активные политические требования: объединение страны, ликвидация феодальной сословности, уничтожение крепостного права. 

Просветители в Германии не принимали существующего политического порядка, но идеалы их были незрелы и расплывчаты. Это ярко отразилось в их отношении к Французской революции. Поначалу они бурно приветствовали ее. Но этот энтузиазм носил чисто метафизический характер: как только якобинцы от теорий перешли к практике и установили свою диктатуру, «...все эти восторженные друзья революции становились теперь ее самыми ярыми противниками...». Даже самые передовые деятели немецкого Просвещения вынуждены были идти на уступки феодальному миру. Так, Ф. Энгельс отмечал, что в Гёте постоянно борются гениальный поэт, презирающий немецкое убожество, и осторожный филистер. «И Гёте был не в силах победить немецкое убожество; напротив, оно побеждает его; и эта победа убожества над величайшим немцем является лучшим доказательством того, что «изнутри» его вообще нельзя победить»
Трагедия великих людей Германии заключалась в том, что они были прикованы к той среде, которую презирали. Философское развитие Германии было сложным, без единого материалистического направления. В стране господствовал деизм, основанный философией Г. В. Лейбница (1646—1716). В «Монадологии» (1714) он выдвинул концепцию мира, содержавшую значительные элементы диалектики. Согласно Лейбницу, все сущее состоит из духовно-материальных первоэлементов, наделенных активностью,— монад. Он утверждал принцип самодвижения, саморазвития материи. Большое значение для Лейбница имела пантеистическая философия Спинозы, чье учение окажет затем сильное воздействие не Гердера и Гёте. Но, в отличие от Спинозы, считавшего, что природа и есть бог, Лейбниц выступил как деист, идя на компромисс с теологией. Он считал, что для обоснования существования мира нужна высшая целесообразность. Именно поэтому деятельность всех монад устремлена к высшей монаде — богу. В «Теодицее» (1710) Лейбниц выдвинул теорию предустановленной гармонии. Бог при сотворении мира «избрал наилучший из всех возможных вариантов». Существование в мире зла оправдано высшими целями творца. 

Большую роль в распространении идей Просвещения сыграли X. Томазиус (1655—1728), сторонник «естественного» права, естественного, а не божественного, обоснования государства, и X. Вольф (1679—1754), систематизировавший рационалистические тенденции раннего немецкого Просвещения, выступивший как популяризатор учения Лейбница (при этом значительно упростив его). Знаменательно, что и Томазиус, и Вольф писали свои сочинения на немецком языке, адресуя их широкой аудитории (в то время как трактаты Лейбница создавались на латинском и французском). Деистические воззрения давали возможность их последователям объяснять явления природы, критиковать духовенство, выступать за освобождение науки, философии, культуры от опеки религии. Просветители были убеждены, что распространение разумных воззрений поможет вернуть людям их «естественные» права, вытекающие из самой природы вещей и отнятые у человека путем насилия и обмана.

Только к середине XVIII в. просветительская литература в Германии, прошедшая в своем развитии четыре этапа, начинает приобретать авторитет, оказывая влияние на духовную жизнь общества. 

Первый этап (20—40-е гг.) характеризовался известным оптимизмом; в основе его идеологии лежала рационалистическая философия: распространение разумных воззрений снимет все неустройства в обществе. 

Наиболее характерной для этого периода была деятельность Иоганна Христофа Готшеда (1700—1766), который в 30-х гг. пытался провести литературную и театральную реформу. Дальнейшая борьба с его теориями вызвала большое оживление в литературных кругах Германии. Готшед был сторонником разумного преобразования жизни. Его философские воззрения основывались на убеждении, что распространение образования, совершенствование интеллекта будет содействовать уничтожению общественного и морального зла. Готшед хотел содействовать созданию единой нормы литературного языка, который стоял бы над диалектами и способствовал бы преодолению языкового сепаратизма. Однако его теории были оторваны от реальной жизни (в Германии не появились исторические предпосылки для проведения такой реформы). Эстетические теории Готшеда были направлены против художественной системы барокко и ставили целью покончить с произволом и разбродом в теоретических вопросах. Он справедливо считал, что литература — не забава досужих умов; она является главным средством воспитательного воздействия на читателя, поэтому должна быть возвышенной и разумной. Свои взгляды Готшед изложил в «Опыте критической поэтики для немцев» (1730). Следуя классицистическим нормам, он видел главный принцип искусства в подражании совершенной природе; ясность и логичность изложения зависят от разносторонних познаний художника, его понимания разумности. Разум Готшед воспринимал как нечто абстрактное, существующее вне истории и конкретного общества, как категорию неизменную. Кроме того, он считал, что художник должен подражать «разумным» народам. Готшед слишком прямолинейно возвел французский классицистический канон в норму, сделав его общеобязательным. Он пытался создать «офранцуженную» литературу, не считаясь с тем, что она мало соответствовала немецкому духу и образу мысли (трагедии «Умирающий Катон», 1731; «Парижская кровавая свадьба короля Генриха Наваррского», 1744; «Агис, король Спарты», 1745 и др.). 

Параллельно с классицизмом Готшеда развиваются поэзия барокко (И. X. Гюнтер) и рококо (Фридрих фон Хагедорн, 1708—1754), просветительская сатира (Христиан Людвиг Лисков, 1701—1760), утопический роман (Иоганн Готфрид Шнабель, 1699—1750, «Остров Фельзенбург», 1731). 

В конце первого этапа развернулась полемика о путях развития литературы, когда все больше осознается узость прямолинейно-дидактических, утилитарных взглядов Готшеда на искусство. Первую оппозицию классицизму составили жившие в Швейцарии критики Иоганн Якоб Бодмер (1698—1783) и Иоганн Якоб Брейтингер (1701—1766). Эстетические теории «швейцарцев» основывались на сочетании принципов рационализма и требовании представить возможность для развития эмоционального начала, воображения. При этом они считали предметом, достойным подражания, английскую литературу, и прежде всего творчество Мильтона. 

Второй этап развития немецкого Просвещения (50—60-е гг.) отличался зрелостью, активностью просветительской мысли. Большую роль начинают играть литературные споры, появляются критические манифесты. В области эстетики обосновываются принципы реалистического отражения действительности. Создается национальная литература, основанная на изучении немецкого характера, на отражении насущных потребностей страны. Наиболее полно тенденции этого периода были представлены в творчестве Лессинга.  

Большое влияние на духовную жизнь Германии этого периода оказали идеи Иоганна Иоахима Винкельмана (1717—1768), крупнейшего теоретика и историка античного искусства. В работе «История искусства древности» (1764) он дал собственное понимание античного искусства, главной отличительной чертой которого является «благородная простота и спокойное величие». В произведениях художников древней Эллады Винкельман увидел воплощение идеала гармоничного человека, прекрасного физически и духовно, умеющего чувствовать и благородно сдержанного в выражении своих чувств, исполненного гордого достоинства. Такой склад человеческого характера он прямо связывал с укладом жизни греков, с республиканским строем «века Перикла»: «Свобода является главнейшей причиной превосходства искусства». Подобные взгляды были очень смелыми, напоминали о несвободе немецкого народа. Вместе с тем Винкельман объективно провозглашал стоически-пассивный, созерцательный идеал человека. Именно поэтому, высоко ценя Винкельмана, с ним будет полемизировать Лессинг в своем «Лаокооне». Идеи Винкельмана о совершенствовании человека через восприятие искусства, об эстетическом воспитании окажут затем большое влияние на поиски зрелых Гёте и Шиллера.

Фридрих Готлиб Клопшток (1724—1803) стал выразителем идей передовой части бюргерства, яростным противником феодально-деспотического режима. Он выступил как реформатор поэтического языка, как поэт-новатор. Его поэзия поразила современников новизной и необычностью, эмоциональностью и музыкальностью языка, далекого от диктовавшейся Готшедом трезвой и размеренной логичности. Вместе с тем Клопшток тяготел к масштабным, эпическим темам, широко вводя гражданские мотивы в интимную лирику. Сюжетом его поэмы «Мессиада» (1748—1773) послужила история страданий и воскресения Христа. При всей религиозности автора «Мессиада» стала гимном скорее спасенному человечеству, нежели богу. Клопшток не столько описывает события, сколько выражает чувства, душевное волнение участников этих событий и свое собственное эмоциональное состояние. Поэтому, несмотря на эпический размах, «Мессиада» представляет собой скорее грандиозную лирическую поэму. Клопшток, еще в юности получивший основательные знания греческого и латинского языков, поклонник Гомера, Вергилия, Горация, первым вводит в немецкую поэзию античные размеры («Мессиада» написана гекзаметром). Своеобразно преломив античную традицию (ода Пиндара), он явился создателем немецкой философской оды и гимна, оказав влияние на молодого Гёте, а затем на Гёльдерлина. Оды — это, без сомнения, лучшее, что создано Клопштоком. Они написаны чаще всего свободным стихом (верлибром) с использованием элементов античной метрики. Речь поэта иногда намеренно алогична, передает бурное волнение чувств, их динамику. 

Темы од Клопштока были новаторскими в немецкой поэзии XVIII в.— воспевание священной дружбы, радости любви и жизни, полного слияния с природой. В знаменитой оде «Праздник весны» (1759), космической по своей образности, поэт не просто описывает весеннюю грозу, но передает чувство огромного потрясения от восприятия грандиозного зрелища, заставляет размышлять о величии мира и человека. Клопшток был одним из первых, кто обратился к национальной германской истории, создав трилогию «Битва Германа» (1769), «Герман и князья» (1784), «Смерть Германа» (1787). Самой удачной из них является первая пьеса, рассказывающая о битве германских племен с римлянами в Тевтобургском лесу. Она одушевлена идеей горячего патриотизма, стремлением сплотить разобщенную Германию. Клопшток увлечен в это время поэзией бардов, зачитывается «Песнями Оссиана» Макферсона и насыщает свои пьесы песнями и хорами бардов (музыку к ним написал выдающийся немецкий композитор К. В. Глюк). Но и в увлечении стариной поэт не забывал о современности. В оде «Восхваление князей» (1775) он гневно клеймит раболепие продажных писак, прославляющих угнетателей народа. Всем ходом своего поэтического развития Клопшток был подготовлен к восторженному приятию Французской революции. В честь годовщины взятия Бастилии он пишет знаменитую оду «Они, а не мы» (1790). В самом названии ее недвусмыленно выражены чувства поэта: они, французы, а не его соотечественники, совершили первый прорыв к свободе. Хотя Клопшток и осудил впоследствии якобинский террор, но не стал врагом революции. Его поэзия была насыщена напряженными раздумьями над судьбами родины. В оде «Пророчество» (1773) поэт писал: «Вечно ли бремя? Оковы твои, Германия, // Падут в грядущем! Еще лишь столетие,— // Все сбудется, восторжествует // Право разума над правом меча» (перевод А. Гугнина). 

Если Клопшток сказал новое слово в поэзии, то Христоф Мартин Виланд (1733—1813) сумел сделать это прежде всего в прозе, хотя талант его был разносторонним. Его поэмы и сказки отмечены подлинным упоением жизнью. Одним из лучших поэтических созданий Виланда является его знаменитая поэма «Оберон» (1780), повествующая об эльфах и чудесах, но главным образом — о чуде человеческого сердца, о чуде земной любви. Самое значительное, однако, из всего, что создано Виландом,— его романы, и прежде всего «История Агатона» (1766— 1767) и «История абдеритов» (1774—1781). Используя античные сюжеты, Виланд ядовито осмеивает современное ему немецкое убожество, филистерство, провинциализм нравов, забитость и тщеславие бюргеров. «Агатон» — первый в немецкой литературе воспитательный роман, основы которого заложил Гриммельсгаузен. Испытания, через которые проходит греческий юноша Агатон, закаляют его, воспитывают благородные стремления добиться справедливости, всеобщего блага. Несмотря на горестные разочарования, герой приходит к оптимистическому выводу: вступив. на путь нравственного совершенствования, человечество придет к иной, более разумной жизни. «История абдеритов» — одно из самых ярких сатирических произведений немецкого Просвещения. Роман основан на гротеске и фарсе. Абдериты всегда принимают худшие из возможных решений, кичась, однако, своим умом и тонким вкусом. Они объявляют сумасшедшим прославленного Демокрита и мошенником — Гиппократа. Нелепый судебный «процесс о тени осла» едва не приводит государство на край гибели, а выращивание по наущению жрецов священных лягушек Латоны принуждает жителей бежать из города. В конце романа говорится, что абдериты разбрелись по свету и обитают повсюду, следовательно, современный читатель может опознать в них самого себя.


Третий этап просветительского движения в Германии (70-e гг.) получил название «Бури и натиска». Он представляет собой немецкий вариант европейского сентиментализма, отмеченный ярким бунтарским характером и сильными реалистическими тенденциями. Штюрмеры утверждали равенство всех людей в чувстве, которое выдвигали на первый план в противовес рассудку, потому что видели в нем главную ценность человека. В забитом, униженном бюргере они открыли глубокий внутренний мир. Это был бунт против деспотизма, сословных предрассудков, нравственного подавления человека. В плане философском штюрмеры выступали против чистого рационализма, противопоставляя ему культ природы и чувства, в котором видели жизнедеятельную основу. Природу они воспринимали как иное, отличное от цивилизации бытие, в котором нет неравенства. Эстетические теории «Бури и натиска» основывались на принципах сентиментализма. Штюрмеры воспитывали бюргерское самосознание, стремились заложить основы национального единства хотя бы в области культуры. Их основной целью было создание национальной немецкой литературы. Отсюда их пристальное внимание к фольклору, к памятникам старины.  

Идейным вождем и вдохновителем штюрмерского движения стал выдающийся немецкий философ и писатель Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803), основоположник фольклористики в мировом масштабе. Уже в ранних своих работах «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» (1768) и «Критические леса» (1769) он впервые выдвигает принцип исторического подхода к искусству. Поэтому Гердер отрицает всякое подражание, даже прекрасным античным образцам, требует оригинального, самобытного искусства, образцом которого является для него творчество Шекспира («Шекспир», 1773). Он отказывается от одностороннего рационалистического подхода к искусству, требует динамики, чувственной насыщенности поэтической речи. Большую роль в творческом процессе Гердер отводит фантазии и выдвигает концепцию «самобытного гения», который не только рационально, но и интуитивно познает действительность вне строгих правил и регламентации. 

Гердер впервые обратился к сравнительно-историческому изучению культур разных народов и разработал понятие народности. Основой искусства он считал фольклор. Два выпуска его сборника «Голоса народов в песнях» (1778— 1779) явились своеобразной песенной историей народов, в том числе славян и прибалтийцев. Гердер расположил песни не по национальному признаку, а тематически, подчеркивая общность устремлений и чаяний различных народов. В работе «Идеи о философии истории человечества» (1784—1791) мыслитель диалектически подошел к пониманию исторического процесса и доказал, что различные эпохи отличаются национальным и историческим своеобразием; идея единства развития человеческой цивилизации сочеталась у него с мыслью о равноправии национальных культур. Идеи Гердера легли в основу штюрмерской эстетики, хотя в целом его деятельность выходит далеко за рамки движения «Бури и натиска». 

Кроме того, большое влияние на штюрмеров оказала «философия чувства и веры» Иоганна Георза, Гамана (1730—1788). Именно он высказал мысль о том, что художник — «оригинальный гений», интуитивно постигающий мир. Значительное воздействие на штюрмерское движение оказала также поэзия Клопштока с ее бурной эмоциональностью, интересом к древне-германской истории, антидеспотическим пафосом.  

Теоретики «Бури и натиска» предъявили особые требования к художественному творчеству, и прежде всего — необходимость постановки общественных тем, борьбы за «естественные права» индивида. В их сочинениях появился новый герой — яркая, сильная личность, «бурный гений», наделенный страстным стремлением к действию (их привлекают титанические характеры, подобные Прометею, Фаусту). Бунтарское по духу штюрмерское движение оставалось индивидуалистическим: в раздробленной Германии возможно было требование борьбы за права отдельной личности, но не за утверждение прав всего третьего сословия. Поэтому герои «Бури и натиска», одаренные личности, всегда находились в разладе с окружающим миром и были обречены на гибель. Штюрмеры провозгласили абсолютную свободу творчества, полностью отрицая всяческие правила (что было причиной несценичности многих их драм). Их языку свойственны особая напряженность, страстность (он призван был отразить строй души «бурного гения») и в то же время демократичность, использование диалектов и просторечия. Самая яркая примета штюрмерского стиля — контрастное сочетание высокой патетики и обыденно-разговорной речи. 

В начале 70-х гг. формируется несколько центров «бурных гениев»: во Франкфурте и Страсбурге Гердер и молодой Гёте объединяют вокруг себя «рейнских гениев» (Клингер, Лещ, Гейнзе и др.); в Геттингене образуется «Союз рощи» — кружок поэтов — поклонников Клопштока (братья Штольберги, Гельти, Фосс и др.). 

Одним из самых ярких «бурных гениев» был Фридрих Максимилиан Клингер (1752—1831). Его драма «Буря и натиск» (1776) и дала название всему движению. Клингер явился также автором цикла восьми социально-философских романов, наибольшую известность из которых получил «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад» (1790). Изображая странствия героя по Германии, Франции, Италии, писатель воссоздает картину чудовищной феодальной действительности. 

Крупнейшим поэтом геттингенского союза был Иоганн Генрих Фосс (1751 —1826), в творчестве которого отразились демократические тенденции. Наиболее значительными из созданного Фоссом являются идиллии, в лучших из которых он без тени идеализации рисует тяжкий труд крестьянина («Крепостные», 1775; «Вольноотпущенники», 1775). 

Особенно ярко левое крыло штюрмерского движения представляли поэт Готфрид Август Бюргер (1747—1794) и политический журналист Христиан Фридрих Шубарт (1739—1791), издававший в Швабии «Немецкую хронику» — самую радикальную газету Германии. Десять лет (1777—1787) провел Шубарт в заключении в крепости Гогенасперг, брошенный туда по приказу герцога Вюртембергского. В тюрьме написаны его политические стихи, гневная антифеодальная поэма «Гробница государей» (1779). Бюргер, один из самых крупных поэтов «Бури и натиска», был близок геттингенцам. Он явился создателем немецкой литературной баллады. Корни лучших баллад Бюргера («Граф-разбойник», «Сон бедной Зусхен», «Дикий охотник») уходят в народное творчество. В самой знаменитой его балладе «Ленора» (1773), мастерски переведенной на русский язык В. А. Жуковским, народный фантастический сюжет о мертвом женихе связан с недавним прошлым — Семилетней войной. Устами Леноры поэт выразил протест народа против войны, его надежду на счастье. 

Самыми талантливыми представителями движения «Бури и натиска» были молодые Гёте и Шиллер, с именами которых связан и заключительный этап Просвещения в Германии. Четвертый этап в истории литературы немецкого Просвещения (90-е гг.) получил название «веймарского классицизма» (по названию г. Веймара, где поселились Гёте и Шиллер). В этот период нашло выражение разочарование в бунтарстве, понимание невозможности в условиях Германии реальной борьбы со злом. Гёте и Шиллер убеждаются в том, что действовать возможно только в сфере искусства. Взамен идеи политического переустройства они выдвигают идею эстетического воспитания человека, преобразования действительности средствами искусства. В конечном итоге «веймарский классицизм» — программа просветительского гуманизма, грандиозная попытка преодолеть немецкое убожество «изнутри». В области эстетики «веймарский классицизм» основывался на признании демократического идеала античной красоты, на реалистической эстетике Лессинга, на достижениях школы чувствительности. Искусство должно не просто воссоздавать природу, но преображать ее, постигать художественную правду. В связи с этим особое значение приобретает идея гармонического единства формы и содержания (не случайно этот этап в творчестве Гёте и Шиллера вошел в историю литературы как «художественный период»).  

Решающее влияние на формирование эстетики «веймарского классицизма» оказала винкельмановская концепция античности. Обращение к античности не означало у веймарских классиков прямого подражания, заимствования сюжетов. Опираясь на античные образцы, они писали о современности, ее проблемах, сочетали тенденции классицизма с шекспиризацией, глубоким и всесторонним исследованием характеров. В сущности, «веймарский классицизм» имеет лишь внешнее сходство с классицизмом. По сути своей — это особый вариант просветительского реализма, отмеченный стремлением к универсально-философскому осмыслению действительности. И хотя мечта «веймарского классицизма» о свободном и гармоничном человеке в совершенно несвободном, дисгармоничном мире была утопичной, именно она позволила создать произведения огромного эстетического и воспитательного значения.   
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Эфраим Лессинг. Выдающийся теоретик Просвещения

Готхольд Эфраим Лессинг (1729—1781) — один из крупнейших мыслителей европейского Просвещения, самый последовательный и решительный из немецких просветителей. Именно он открыл новые горизонты перед немецким искусством. Читать далее »

Джек Линдсей. Беглецы

Джек Линдсей - английский писатель, автор нескольких исторических романов. Его роман "1649 год" описывает эпоху английской буржуазной революции XVII века. Линдсеем написаны книги: "Воспитание на золотых приисках (о восстании золотоискателей на в Австралии в середине XIX и "Беглецы". Действие в "Беглецах" происходит в древнем Риме, во времена восстания Спартака. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-