Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
1663
Флаг Auster[38]
626
Флаг Aist[39]
488
Флаг Jaaj.Club[42]
411
Флаг Palevka-89[38]
363
Флаг ka4ka[28]
173
Флаг gibulkaknop17[15]
153
Флаг BasK[10]
135
Флаг tarakan[28]
134
Флаг boris[28]
121

События

10.05.2024 22:40
***

Технические работы

10-12 Мая

***
29.04.2024 20:40
* * *

Возвращена старая система Зрительских Симпатий.

Теперь читатели могут отблагодарить автора не только добрым словом, но и звонкой монетой, перечислив ему выбранную сумму тяжеленных золотых клубных монет.

Опция Зрительские Симпатии доступна на странице публикации над комментариями.

Зрительские Симпатии, оставленные неавторизованными пользователями, монет не добавляют и не убавляют, но автор получает сигнал о вашей признательности.

* * *
29.04.2024 20:27
  

Открыта регистрация на майские турниры



  

Турнир на оборот, который посвящён юмористической тематике.


  

Регулярный Клубный Чемпионат 2024 продолжается, теперь таблица счёта всегда доступна в левой колонке.

  

Комментарии

Настоящие орлы на решку не ставят.
18.05.2024 LISKI


С тех пор девочка жила в квартире одна, и она никому ничего не рассказывала.
18.05.2024 BasK
Икона — это не картина, икона — это святой образ.
18.05.2024 Erikus
Ценности духовного значения представляют истинное сознание человека.
17.05.2024 Kongo
Жизненные ценности различаются по принципу значимости и входят в повседневность, как важные составляющие.
17.05.2024 boris

Опрос

В какое время суток вы обычно читаете Jaaj.Club?


ПОБЕДИТЕЛЬ Битва БИТВЫ
15.07.2019 Рубрика: Культура

Пьер Корнель. Отец французской классической трагедии

Автор: Jaaj.Club
Пьер Корнель (1606—1684) по праву считается отцом французской классической трагедии. Однако свою писательскую деятельность он начал как автор комедий («Мелита, или Подложные письма», 1629; «Вдова, или Наказанный предатель», 1631—1632; «Клитандр, или Освобожденная невинность», 1630—1631 и др.
2492 0 0 5 1984

12

Пьер Корнель (1606—1684) по праву считается отцом французской классической трагедии. Однако свою писательскую деятельность он начал как автор комедий («Мелита, или Подложные письма», 1629; «Вдова, или Наказанный предатель», 1631—1632; «Клитандр, или Освобожденная невинность», 1630—1631 и др.). 

Отказавшись от традиционных вненациональных сюжетов, Корнель обращается к миру частных интересов и воспроизводит бытовые отношения, характерные для французской жизни его времени. Как создатель комедий он был значительным автором, одним из предшественников Мольера, но не комедии прославили его имя.  

Серьезно интересоваться жанром классической трагедии, эстетические основы которой уже были выработаны теоретиками классицизма, нормандец Корнель начал в Париже после написания трагедии «Медея» (1635). Его творчество как трагика принято делить на «две манеры». 

Период «первой манеры» (до середины 40-х гг.) — это время, когда Корнель находился под влиянием прогрессивной политической идеологии. Первым произведением этой манеры стала трагикомедия «Сид» (1637), при написании которой драматург нарушил почти все каноны классицизма: он обратился не к античной, а к средневековой тематике; трагедия благополучно кончалась; в ней не соблюдены правила трех единств; на сцене допущено действие; не вся трагедия написана александрийским стихом. Однако все единодушно сочли Корнеля основоположником классической трагедии. 

Корнель обратился к истории испанской Реконкисты, изучал хроники, народный эпос, романсы, использовал пьесу Гильена де Кастро «Юность Сида» (1618). Центральным персонажем трагедии стал национальный герой Испании Родриго Диас. Действие происходит в XII в. в Кастилии при дворе короля дона Фернандо. Драматический конфликт заключается в борьбе чувства и долга. Молодые люди Химена и Родриго любят друг друга, но ссора их отцов, нанесенное дону Диего оскорбление вынуждают Родриго мстить. Понятие долга в «Сиде» переживает эволюцию. 

Поначалу Корнель рисует долг как феодальный, фамильный, который заключается в том, чтобы защищать поруганную честь, бывшую главным кодексом феодальной нравственности. Это является гарантией благородства и достоинства. Родриго оказывается в подлинно трагическом положении: «Я сам с собой в войну вступил: // Помериться любовь решила с долгом силой. // Чтоб за отца отмстить, проститься надо с милой. // Тот будит гнев во мне, та сдерживает пыл. // Что я ни изберу — разрыв навек с любимой // Иль срам неизгладимый» (перевод Ю. Корнеева). Родриго, терзаясь, уже готов отказаться от дуэли, но знает, что вызовет презрение Химены, если не отомстит. Не желая жить постыдно, не желая, чтобы Испания осудила его, Родриго на дуэли убивает отца Химены. 

Следуя рационалистическому пониманию любви, Корнель утверждает, что любви достоин только нравственно совершенный человек. Утрата чести уносит и право на любовь. После смерти отца Химена оказывается перед столь же мучительной дилеммой. Следуя фамильному и дочернему долгу, а также подчиняясь законам чести, она требует казни Родриго, но сама же признается в любви к нему: «Я в твердости с тобой обязана сравниться. // Достоин стал меня ты, кровь мою пролив; // Достойна стану я тебя, тебе отмстив». Классицисты доказывали, что выполнение долга является важным критерием в оценке человека, а также приносит ему нравственное удовлетворение. Корнель убедительно показывает, как, свято выполняя свой феодальный долг, Родриго и Химена становятся глубоко несчастными. Таким образом, зритель невольно ощущал, что выполняемый ими долг безнравственен. 

По ходу трагедии понимание долга изменяется. После нападения на Кастилию мавров, блестящей победы над ними Родриго становится национальным героем. Фамильному долгу Корнель противопоставляет долг перед родиной. Феодальная честь должна уступить место чести гражданской. Химену, которая настаивает на казни Родриго, пытаются убедить в несостоятельности ее требований: фамильными интересами необходимо жертвовать ради интересов общественных. И Химена принимает новую мораль, тем более что она вполне отвечает ее личным чувствам. 

Корнель убедительно доказал, что новая государственная мораль человечнее морали феодальной. Он показал появление нового государственного идеала в век абсолютизма. Недаром король Кастилии дон Фернандо изображается как самодержец. Он противник своевольной знати, заботится о благе подданных и государства, настаивает на обязательности своей воли. Таким образом, в трагедии «Сид» утверждалась идея прогрессивности абсолютной монархии. Несмотря на небывалый успех у зрителей, «Сид» вызвал серьезную полемику в литературных кругах. По просьбе Ришелье Французская Академия должна была разрешить этот долгий и ожесточенный спор. В «Мнении Французской Академии о «Сиде» (1638) пьеса Корнеля была осуждена за несоответствие догмам классицизма.

На гордого драматурга эта критика произвела самое гнетущее впечатление. Он оставляет Париж и уезжает к себе на родину. Однако через четыре года из Руана Корнель привозит две новые трагедии, которые уже вполне соответствуют классическим канонам («Гораций», «Цинна»). Как трагик Корнель предпочел трагедию историко-политическую, долг в которой понимался как долг политический. Заключался он в выполнении требований государственной необходимости, в подчинении ей личных страстей, которые необходимо обуздывать разумом. Политическая проблематика трагедий обусловливала и норму поведения, которой Корнель хотел научить зрителя: это идея героического сознания, патриотизма.
  • В трагедии «Гораций» (1640) драматург использовал фабулу, почерпнутую из истории Тита Ливия. Основа драматического конфликта заключается в единоборстве двух городов — Рима и Альбы-Лонги, которое должен разрешить поединок братьев Горациев и Куриациев, связанных дружескими и родственными отношениями. В этой пьесе долг понимается однозначно — это долг перед отчизной. Все герои готовы выполнить его, но относятся к нему по-разному. Одни из них трагически воспринимают создавшееся положение. Это Сабина, из рода Куриациев, жена молодого Горация: «Но рать альбанская с твоей сразится ратью, // В одной из них мой муж, в другой — родные братья» (перевод Н. Рыковой). Это Камилла из семьи Горациев, невеста молодого Куриация: «Обеих лагерей мне горько пораженье... // Одно лишь от меня жених получит милый: //Не злую ненависть, так слезы над могилой». Проклинает свое положение и Куриаций, он готов сражаться, но битва для него тяжелее казни, сердце его «дрожит от ужаса». Он считает варварским такое положение («Ведь я же человек»), ибо понимает: «Вы одолеете — позор моей отчизне, // Она прославится — ценою ваших жизней».
Другая группа героев без всяких колебаний и сомнений готова выполнить свой долг перед родиной. Старик Гораций, провожая сыновей на битву и благословляя их, говорит: «Та кровь, что в час нужды не отдана отчизне, // Позорное пятно на всей грядущей жизни». Молодой Гораций убежден: «Кого бы ни сразить за град святой и землю, // Я с радостью слепой такую честь приемлю». Считая свое положение доблестным, готовый всем пожертвовать ради славы Рима, он подчиняется требованиям государственной необходимости; в данном случае для него не существует ни семейных, ни дружеских привязанностей. Призывая на помощь разум, он способен подчинить свои желания и, страсти общественным задачам. Одержав полную победу над Куриациями, молодой Гораций возвращается в Рим победителем. 

Римляне славят его, но в доме Горациев возникает новый конфликт: Камилла, убитая горем, не может простить брату смерти своего жениха. Горацию непонятны и даже возмутительны слезы сестры, ее поведение. Он пытается убедить ее и прибегает вначале к доводам этическим: «Рассудку подчинись, желаньям ставь предел, // Чтоб за сестру свою я больше не краснел». Но Камилла не в состоянии подчинить страсти разуму, она считает брата «варваром», «кровожадным тигром». Тогда Гораций прибегает, с его точки зрения, к самым убедительным доводам — политическим. Он напоминает сестре, что она римлянка. Но Камилла, для которой личные чувства превыше всего, проклинает Рим, который разрушил ее счастье, и пророчит ему гибель. Государство для нее — враждебная сила. Корнель не считал личное благо запретным, неразумным, но оно менее ценно, чем общественное. Поэтому Гораций в пьесе, считая сестру изменницей, убивает ее. 

Смерть Камиллы стала причиной нового конфликта — по римским законам убийцу должны казнить. Все пятое действие трагедии посвящено суду над Горацием. Убежденным защитником выступает его отец, который доказывает, что на убийство Горация толкнул праведный гнев — он убил изменницу. Причиной же убийства послужила глубокая любовь к родине. Гораций спас Рим и в будущем совершит ради родины еще много подвигов. Царь Тулл дарует Горацию жизнь, ибо его воинская и гражданская доблесть искупила преступления и даже поставила его выше законов.

Трагедия «Гораций», таким образом, стала апофеозом гражданского героизма. Трагедия «Цинна, или Милосердие Августа» (1642) рисует первые дни правления императора Октавиана-Августа, который узнает, что против него готовится заговор. Цель трагедии — показать, какую тактику выберет государь по отношению к заговорщикам. Драматург стремился убедить, что общее благо и интересы государства могут совпадать с благом отдельных лиц, если государством правит разумный и справедливый монарх. 

В пьесе уделяется большое внимание моральной характеристике героев, что помогает решать общественные проблемы. Для Корнеля и его современников заговор — это смута, беспорядок, кровь. Заговорщики в трагедии — Цинна, Максим, Эмилия — действуют, следуя двум мотивам. Первый из них — политический: они искренне выступают против тирании, они - сторонники политических свобод и хотят вернуть Риму республиканскую форму правления, не понимая того, что республика изжила себя и Рим нуждается в твердой власти.
Такой порыв — благороден, но ими движут и личные, эгоистические мотивы: Эмилия вдохновляет заговор, потому что хочет отомстить за убитого Августом отца; Цинна и Максим, влюбленные в Эмилию, хотят добиться ее расположения. Заговор выдает Максим, когда узнает, что Эмилия предпочитает ему Цинну. Император прощает заговорщиков, они переживают процесс перерождения. Гуманное милосердие одержало победу над их эгоистическими страстями, они увидели в Августе мудрого монарха и стали его сторонниками. Не сразу разум и гуманность одерживают в душе Августа победу. Решение простить пришло к нему после долгой внутренней борьбы между неразумными страстями и разумным долгом. Страх за свою жизнь, мстительность, честолюбие, жажда неограниченной власти поначалу привели к тому, что жестокость и расправа показались ему единственно достойным путем. Но разум постоянно говорит ему о бесплодности насильственных мер, и Август начинает понимать, что простить заговорщиков — это самый разумный путь. 

В пьесе Корнель показал, что главная задача монархии заключается в том, чтобы завоевать любовь подданных, а высшая государственная мудрость кроется в милосердии. Мудрая политика должна сочетать разумное с гуманным. Акт милосердия — это акт политический, совершенный не добрым человеком Октавианом, а мудрым императором Августом. 

«Цинна» была очень актуальной трагедией для начала 40-х гг. Это откровенный урок правительству, жестоко подавившему крестьянское восстание «босоногих», и самому Ришелье, который круто расправлялся с непокорными феодалами. 

В период «первой манеры» Корнель призывал к культу разумной государственности, верил в организующую силу абсолютизма, в возможность установления во Франции справедливой власти. Эта вера делала его героев людьми мужественными, преданными идее долга. Они наделялись огромной волей, твердым разумом, обуздывающим страсти, что служило основанием для гуманного восприятия мира. Трагедии «первой манеры» отражали основные идейные тенденции эпохи. 

«Вторая манера», которая датируется примерно с середины 40-х гг., связана с переоценкой Корнелем прежних политических идеалов («Родогуна», 1644; «Ираклий», 1646; «Никомед», 1651 и др.). Представления Корнеля о долге патриотическом, этическом, религиозном как о долге высшем, разумном, сверхличном были развенчаны в новой общественной обстановке. Корнель продолжает писать историко-политическую трагедию, однако масштаб политической проблематики в поздних трагедиях значительно сужен. 

Стимулом поведения героев, пружиной драматического действия становятся не потребности государства, а столкновение корыстных интересов честолюбцев, их борьба за власть. Политические темы мельчают: борьба различных партий, династические распри, дворцовые перевороты. Монарх теперь — или жестокий тиран, или человек малодушный, который становится жертвой интриг. Государство уже чуждо положительному герою. 

В связи с этим в миросозерцании Корнеля изменилась концепция человека и мира. Любовь утрачивает нравственное величие: страсти становятся иррациональными, противоестественными, сфера личного — это неистощимый их разгул; воля, прежде обуздывающая страсти, превращается в орудие их осуществления; разум и воля уже не действуют совместно, гармонично, отсюда и представление о мире как о безжалостной борьбе всех против всех. Сам мир — иррационален, его постижение неподвластно разуму. Поэтому в поздних трагедиях Корнеля большую роль играет случайность, многозначность события. Такое представление повлияло и на эстетические нормы: Корнель уделяет большое внимание событиям внешним, он усложняет интригу, увеличивает число персонажей, следует критериям барокко. Корнель написал в этой манере более 20 трагедий. Старость его была печальной — славу Корнеля затмил его младший современник Расин.
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Жан Расин

Самый образцовый поэт классицизма - Жан Расин (1639—1699) создавал свои трагедии в новых условиях, которые были связаны с окончательным торжеством абсолютизма. Это привело к изменению идеологии: политические проблемы постепенно уступают место проблемам нравственным. Читать далее »

Джек Линдсей. Беглецы

Джек Линдсей - английский писатель, автор нескольких исторических романов. Его роман "1649 год" описывает эпоху английской буржуазной революции XVII века. Линдсеем написаны книги: "Воспитание на золотых приисках (о восстании золотоискателей на в Австралии в середине XIX и "Беглецы". Действие в "Беглецах" происходит в древнем Риме, во времена восстания Спартака. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-