Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
1663
Флаг Auster[38]
626
Флаг Aist[39]
488
Флаг Jaaj.Club[42]
411
Флаг Palevka-89[38]
363
Флаг ka4ka[28]
173
Флаг gibulkaknop17[15]
153
Флаг BasK[10]
135
Флаг tarakan[28]
134
Флаг boris[28]
121

События

10.05.2024 22:40
***

Технические работы

10-12 Мая

***
29.04.2024 20:40
* * *

Возвращена старая система Зрительских Симпатий.

Теперь читатели могут отблагодарить автора не только добрым словом, но и звонкой монетой, перечислив ему выбранную сумму тяжеленных золотых клубных монет.

Опция Зрительские Симпатии доступна на странице публикации над комментариями.

Зрительские Симпатии, оставленные неавторизованными пользователями, монет не добавляют и не убавляют, но автор получает сигнал о вашей признательности.

* * *
29.04.2024 20:27
  

Открыта регистрация на майские турниры



  

Турнир на оборот, который посвящён юмористической тематике.


  

Регулярный Клубный Чемпионат 2024 продолжается, теперь таблица счёта всегда доступна в левой колонке.

  

Комментарии

Настоящие орлы на решку не ставят.
18.05.2024 LISKI


С тех пор девочка жила в квартире одна, и она никому ничего не рассказывала.
18.05.2024 BasK
Икона — это не картина, икона — это святой образ.
18.05.2024 Erikus
Ценности духовного значения представляют истинное сознание человека.
17.05.2024 Kongo
Жизненные ценности различаются по принципу значимости и входят в повседневность, как важные составляющие.
17.05.2024 boris

Опрос

Ваш любимый жанр фильмов


10.07.2019 Рубрика: Культура

Патриот Украины. Тарас Григорьевич Шевченко

Автор: Jaaj.Club
Этот образ страдающего Прометея - великого друга человечества - напоминает и сам Шевченко. Непреклонный певец крестьянской революции, яростный обличитель царско-поиещичьего строя, пламенный патриот, сочетавший горячую любовь к родине с братскими чувствами к русскому и другим народам, боровшимся за свое освобождение, - он разделил ужасную судьбу лучших людей, живших в эпоху николаевской реакции.
1046 0 0 4 1772
Патриот Украины. Тарас Григорьевич Шевченко
фото: staryy.ru

Тарас Григорьевич Шевченко

I

В своей поэме "Кавказ" (1845 г.) великий народный поэт Т. Г. Шевченко говорит о долговечных страданиях Прометея:
За горами горы, тучами покрыты, Засеяны горем, кровию облиты. Спокон века Прометея Там орел карает, Что ни день, долбит он рёбра, Сердце разбивает. Разбивает, да не выпьет Крови животворной, Вновь и вновь смеётся сердце И живёт упорно.
Этот образ страдающего Прометея - великого друга человечества - напоминает и сам Шевченко. Непреклонный певец крестьянской революции, яростный обличитель царско-поиещичьего строя, пламенный патриот, сочетавший горячую любовь к родине с братскими чувствами к русскому и другим народам, боровшимся за свое освобождение, - он разделил ужасную судьбу лучших людей, живших в эпоху николаевской реакции. Убитые с ведома царя на дуэли Пушкин и Лермонтов, замученный Полежаев, погибшие в Сибири и на Кавказе декабристы - таковы предшественники Шевченко. Не лучше была участь и его современников. Герцен вынужден был бежать за границу; Чаадаев был признан сумасшедшим; бежали за границу В. С. Печерин, М. А. Бакунин; делал попытку бежать за границу в 1842 году и Шевченко. Белинского избавила от каземата смерть... В ссылку попали Салтыков-Щедрин, Достоевский и др. Сам Шевченко больше десяти лет провёл в ссылке в отдалённейшем по тому времени Оренбургском крае. Его терзали по приказу высочайшего деспота - "коронованного фельдфебеля" (выражение Шевченко), Николая I. Первые двадцать четыре года своей жизни Шевченко был крепостным, десять лет - в ссылке, а три последних года жил под наблюдением полиции и жандармов. Однако нравственные и физические страдания не сломили этого неустрашимого поэта - борца за свободу. Образ Прометея в понимании Шевченко имел общественно-политический смысл: это был образ свободы, которую царизм отнял у народа.

II

Тарас Шевченко начал свою деятельность в эпоху, которую можно назвать кануном "краха феодализма и абсолютизма". Борьбе за политическую свободу, за права своей национальности, за родной язык и народную поэзию отдал свою жизнь Т. Г. Шевченко. В своих стихах Шевченко не переставал громить царизм, его приспешников, провозглашая смерть царям. В 1848 году в стихотворении "Цари" Шевченко смело предрекает смерть деспотам народным:
Пусть палачи царей карают, Конец им, палачам людским! Мученье с ними, кто не знает! Мы дураки, что служим им.
Нельзя забывать, что это говорилось в мрачнейшую полосу николаевской реакции, когда, по меткому определению Герцена,
"наступило царство мглы, произвола, молчаливого замирания, гибели без вести, мучения с платком во рту... Шутить либерализмом было опасно, играть в заговоры не могло притти и в голову... За одно смело сказанное слово - годы ссылки, а иногда и каземат. Потому-то и важно, что слова эти говорились... Деятельность, скрытая снаружи, закипала, таясь внутри".
Восстание 14 декабря было разгромлено. Пять декабристов были повешены, а большинство сослано в Сибирь. Но влияние декабристов на лучших людей того времени, и особенно на деятелей литературы, не прекратилось. И Пушкин, и Грибоедов, и Лермонтов, и Полежаев, и Герцен с Огарёвым, и Шевченко продолжали дело декабристов. Николай I - коронованный жандарм, напуганный вооруженным восстанием декабристов, пытался самыми жестокими мерами искоренить "последние остатки" декабристского вольномыслия. В годы нарастания революционной волны, когда Россия была охвачена заревом крестьянских восстаний, призывы Шевченко к истреблению палачей народа возросли до могучих, потрясающих яростью и гневом проклятий по адресу мучителей народа - "мерзких царей" (стихотворение "Юродивый", 1857 г.). Шевченко смотрел на окружавший его мир глазами крестьянина, ненавидевшего барство. Поэт хотел поднять крестьянство на революционное восстание и верил в непобедимую силу восставшего народа. В произведении "Кавказ" (1845 г.) Шевченко показал, что царская Россия была одинаковой тюрьмой для всех народов, входивших в нее. В стихах, полных сарказма по адресу царизма, Шевченко так изобразил эту "тюрьму народов":
Наш край острогами богат! От молдаванина до финна На всех наречьях все молчат, Ведь благоденствуют!
Любопытно, что Чернышевский в своей статье "Национальная бестактность" (1861 г.), чтобы дать понять тогдашнему читателю политический смысл своего иносказания (а он писал о галицийских русинах и их тяжёлом положении и хотел, чтобы читатель применял это к тогдашней царской России), употребил имена это место из "Кавказа" Шевченко для характеристики политической жизни России.

III

Царизм повсюду и всегда подавляет национальную культуру угнетённых народов. То же было и на Украине, но там это подавление воспринималось по-разному дворянством и народными массами. Представители дворянской культуры и литературы быстро "ассимилировались" с официальной правительственной идеологией и переходили "в лоно великороссийской литературы". Не так поступил Шевченко. Вопреки гонениям и нападкам реакционной критики он упорно писал на языке своего родного народа и в своей поэзии выражал интересы и стремления украинского народа. Шевченко стал творцом и основоположником новой украинской революционно-демократической литературы, кровно связанной с революционно-демократической русской литературой, с литературой Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Некрасова, Михайлова, Щедрина. Борьба против украинской демократической культуры, литературы и народного языка отразилась и на оценке поэзии Шевченко со стороны реакционной критики. Эта критика того времени доказывала, что украинский язык - "отмирающая речь хохлацкого простонародья". Не имея возможности отрицать художественные достоинства "Кобзаря", эта критика принялась обращать "в лоно официальной правительственной поэзии" народного поэта-демократа Шевченко. В предисловии к задуманному в 1846 году второму изданию своего "Кобзаря" Шевченко решительно выступил в защиту народного языка.
Здесь он писал : "Покойный Основьяненко очень хорошо присматривался к народу, но не вслушивался в его язык, так как может быть не слыша его в колыбели матеря, а Артемовский хотя и слышал, но забыл, так как в паны постригся. Горе нам: безумие нас обуяло с этим мерзостным богопротивным панством".
В этом стремлении защищать национальную культуру и родной язык Шевченко был поддержан в шестидесятые годы революционным демократом Добролюбовым.
"...Само собою разумеется, - писал Добролюбов, - что никто не откажет малороссийскому, как всякому другому, народу в праве и способности говорить своим языком о предметах своих нужд, стремлений и воспоминаний; никто не откажется признать народную поэзию Малороссии".
Интерес Шевченко к народной поэзии и её воздействие на его творчество были постоянным и глубоко органическим процессом. Шевченко не скрывал этого источника своей поэзии и сообщал читателям, что кобзари, певцы народные, были его вдохновителями:
Кобзари нам рассказали Про войны, пожары, Про былое лихолетье, Про лютые кары, Что от ляхов мы терпели, Как нас распинали.
Шевченко практически осуществлял свою заинтересованность в народной поэзии. В 1844 году он затевает издание "Живописной Украины", чтобы сохранить уцелевшие "бесчисленные предания старины, свидетельствующие о доблестных подвигах предков". В 1867 году в письме к М. М. Лазаревскому он просит: "Перешли мне "Народные думы", изданные Метлинским". Сборник своих стихотворений и поэм Шевченко назвал "Кобзарём". Это название он оставил и позднее. Идеал красоты, как его понимал Шевченко, в полном смысле этого слова был идеалом народа:
Среди красот земного рая Прекрасней нет в моих глазах, Как мать румяно-молодая С ребёнком малым на руках.
В поэме "Сон" Шевченко зло высмеивает аристократку-царицу, жену Николая I, воспетую за "неописанную красу" поэтом Жуковским.
Вот и сам здесь - Высокий, сердитый Выступает... И с царицей Своей убогой: Та царица, что опёнок - Тонка, длиннонога, И, бедняга, беспрестанно Трясёт головою. Так вот она та богиня! Ох, беда с тобою! А я, глупый, не видавши Тебя, куклу, сразу И поверил тупорылым Твоим виршемазам.
Эстетический идеал Шевченко совпадает с тем идеалом народной красоты, о которой писал в своё время Чернышевский, сторонник такой же материалистической народной эстетики.
"Хорошая жизнь", "жизнь, как она должна быть", - писал Чернышевский, - у простого народа состоит в том, чтобы сытно есть, жить в хорошей избе ... но вместе с этим у поселянина в понятии "жизнь" всегда заключается понятие о работе: жить без работы нельзя; да и скучно было бы. Следствием жизни в довольстве при большой работе, не доходящей, однако, до изнурения сил, у молодого поселянина или сельской девушки будет чрезвычайно свежий цвет лица и румянец во всю щеку - первое условие красоты по простонародным понятиям. Работая много, поэтому будучи крепка сложением, сельская девушка при сытной пище будет довольно плотна, - это также необходимое условие красавицы сельской: светская "полувоздушная" красавица кажется поселянину решительно "невзрачною", даже производит на него неприятное впечатление, потому что он привык считать "худобу" следствием болезненности или "горькой доли". Но работа не даст разжиреть: если сельская девушка толста, это род болезненности, знак "рыхлого" сложения, и народ считает большую полноту недостатком. У сельской красавицы ве может быть маленьких ручек и ножек, потому что она много работает, - об этих принадлежностях красоты и не упоминается в наших песнях. Одним словом, в описаниях красавицы в народных песнях не найдётся ни одного признака красоты, который не был бы выражением цветущего здоровья и равновесия сил в организме, всегдашнего следствия жизни в довольстве при постоянной и нешуточной, но не чрезмерной работе".
В художественном изображении народных героев и борцов за правое народное дело Шевченко воплощал идеал здоровья, силы, беззаветной смелости, отваги и мужества в крепко связанных с казачьей массой таких героев, мак Иван Подкова, Гамалея, Трясило, Гонта, Железняк и знаменитый Ярёма. Шевченко боролся за демократическую культуру, за поэзию и язык своего народа и выполнил эту задачу блистательно. По свидетельству Максима Горького, Шевченко "заслуживает высокой оценки именно как первый и воистину народный поэт, не искажавший субъективными добавлениями народных дум и чувств". Отстаивание демократической культуры и народного языка делает Шевченко близким к пролетарской революции. Шевченко пропагандировал антифеодальные и антицаристские идеи и он выступал в этих вопросах как последовательный демократ, всей своей поэзией боровшийся против ига крепостничества, против ига царизма и национального угнетения.

IV

Как о коварном враге украинского, русского и всех славянских народов говорит Шевченко о немецких баронах ("немота" - выражение Шевченко). "Немота" сумела пробраться к царскому трону, в ряды царских сатрапов и оттуда давила и экономически эксплуатировала народные массы. Вопреки попыткам украинских буржуазных националистов превратить Шевченко в узколобого шовиниста, он в своей поэзии выступает как непоколебимый патриот Украины, соединявший свою любовь к родине с национальными симпатиями ко всем народам, борющимся за свою независимость. Перед взором невольно оживают картины вторжения немцев в Чехию в XV веке, нарисованные Шевченко в его поэме "Иван Гус" (1845 г.):
... саранчёю Путь и степь покрыли Бароны, герцоги и дуки, Псари, герольды, шинкари... О, чех! Да где ж твоя душа? Смотри, что силы повалило, - иль сарацина взять велят? Или великого Аттилу?
В образах национальных чешских героев И. Гуса и Яна Жижки Шевченко воспел отвагу и мужество чешского народа, ведшего национально-освободительную борьбу в XV веке против немецкого засилья. Слова поэта, обращенные к чешскому народу, звучат из дали прошлого как пророческое предвидение:
Слава тебе, чех великий, В будущем и ныне Затопить не допустил ты Немецкой пучине Нашей правды!
Образы лютого панства, жадного к чужому, и коварной "немоты" не утратили своего значения в наше время. Время показало воочию те отвратительные, захватнические планы, какие питал фашизм по отношению к демократическим странам. Шевченко запечатлел картины, поучительные для заносчивых панов, лакомых до чужого добра:
В славном городе Фастове (Есть такие вести) Шинкарей легло с панами Не сто и не двести, А тысячи. Все базары Кровью заалели, А трактиры и костелы, Как свечи горели.
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Гайдамаки. Жизнь и творчество Шевченко

Тяжёлое положение украинского народа, угнетаемого царизмом, украинскими помещиками и польскими панами, заставляло поэта искать выхода. Народ, переносивший на своих плечах неволю и рабство, мечтал о лучшей жизни. Читать далее »

А. С. Грибоедов. Горе от ума

Сто девяносто лет тому назад, 11 февраля 1829 года, трагически погиб великий русский драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь Грибоедова протекала в одну из самых бурных эпох русской истории. В 1812 году он был свидетелем и участником великой борьбы русского народа за независимость своей родины. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-