Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
1622
Флаг Auster[38]
615
Флаг Aist[39]
476
Флаг Jaaj.Club[42]
395
Флаг Palevka-89[38]
339
Флаг ka4ka[28]
160
Флаг gibulkaknop17[15]
151
Флаг tarakan[28]
123
Флаг BasK[10]
107
Флаг Marishka[22]
102

События

10.05.2024 22:40
***

Технические работы

10-12 Мая

***
29.04.2024 20:40
* * *

Возвращена старая система Зрительских Симпатий.

Теперь читатели могут отблагодарить автора не только добрым словом, но и звонкой монетой, перечислив ему выбранную сумму тяжеленных золотых клубных монет.

Опция Зрительские Симпатии доступна на странице публикации над комментариями.

Зрительские Симпатии, оставленные неавторизованными пользователями, монет не добавляют и не убавляют, но автор получает сигнал о вашей признательности.

* * *
29.04.2024 20:27
  

Открыта регистрация на майские турниры



  

Турнир на оборот, который посвящён юмористической тематике.


  

Регулярный Клубный Чемпионат 2024 продолжается, теперь таблица счёта всегда доступна в левой колонке.

  

Комментарии

Вот про тату, прямо в точку)))
16.05.2024 Palevka-89
Сказав “пpoщай” своей удаче,
Утpaчу я ключи от миpa благ.
13.05.2024 LISKI
Отличная художественная реализация игры. Особенно понравится фанатам Fallout. Удалось передать атмосферу практически на 100%, особенно захватывают игровые локации типа Red Rocket и всякие предметы.

Однозначно вначале играть, причём все части ;) потом сделать тату, а дальше уже и сериал можно глянуть под нуку-колу. Fallout
13.05.2024 Jaaj.Club
Впечатан в серебро талант поэта,
Чеканки год неведом и незрим.
В кармане боковом моём — Монета
С неповторимым профилем твоим.

За год любви платить мне было нечем,
Я в должники старался не попасть,
И, как царицу, я увековечил
В Монете мне подаренную страсть.

В какой-то куртке старого пошива
Лежит она, забытая, теперь.
И кто-то скажет, что она фальшива.
А ты не верь, ни капельки не верь!

Марк Пастернак
12.05.2024 LISKI
Строки писала поздним вечером. Хотелось сделать реально, чтобы смешно, от души, с улыбкой. Я рада, что вам понравилось. Благодарю за обратную связь.
12.05.2024 Гость

Опрос

Ваш любимый жанр фильмов


18.01.2024 Рубрика: История

Важные дела первых легатов Иудеи

Автор: Formica
Эта история началась в 66 году, когда прокуратор Иудеи Гессий Флор потребовал денег из Храма, но встретил сильное сопротивление иудеев. Тогда он послал своих воинов, чтобы забрать деньги силой, что привело к гибели 3600 человек.
4320 1 0 11 2511
Важные дела первых легатов Иудеи
фото: goodhotels.ru
По окончании осады Иерусалима, пока Тит праздновал свой триумф в Риме, Теренций Руф был назначен легатом новой провинции Иудея, но лишь на несколько месяцев. Из-за многочисленных восстаний, пик которых пришёлся на начало Первой еврейской войны, Иудея стала одной из самых неспокойных провинций Римской империи. 

Первая еврейская война была и началом Великой диаспоры, то есть переселение многих тысяч евреев по разным провинциям империи вдали от их родной земли.

Секст Веттулен Цериал и «добрые самаритяне»


В начале Первой иудейской войны вместе с Веспасианом сражался и Секст Веттулен Цериал, римский солдат, назначенный легатом провинции Иудея в конце 70 года, заменив Теренция Руфа. В начале иудейской кампании Цериал командовал Пятым Македонским легионом и участвовал в покорении самаритян, укрывшихся у горы Гризим, куда послал его Веспасиан. Самаритяне были убиты им в количестве 11600 человек.

С исторической точки зрения потомками тех, кто во время депортации иудейской элиты из Сирии остался не изгнанным ассирийцами, являются самаритяне. На протяжении веков это население слилось с частью язычников, а затем было депортировано в Израиль. Евреи считали, что после Вавилонского пленения самыми чистыми и истинными были колена Симеона, Левия, Вениамина и Иуды, а самаритяне произошли от иноземцев. 

В действительности же евреи Самарии не обратились в язычество, а сохранили культ Бога, вплоть до сооружения Храма на горе Гризим, отдельного от Иерусалимского. В этом храме служили самаритянские священники, прямые потомки Аарона, брата Моисея. Исторически установленным фактом является то, что между двумя религиозными конфессиями, то есть теми, кто «вернулся» и кто «остался», существовали разногласия, но в конце концов именно иудеи, а не язычники в 123 году до нашей эры при Иоанне Гиркане сровняли с землёй храм Самарии.

Ещё жива была вражда между самаритянами и евреями и во времена Иисуса. Он сам не советовал своим ученикам проповедовать в городах Самарии, поскольку лишь ради израильской «заблудшей овцы» он пришёл на эту землю. Его притча о «добром самаритянине» учит, что лучше еретик, любящий ближнего, чем священник, лишённый милосердия. Таким образом, этику и любовь Иисус ставил выше формальностей, подчёркивая важность правильного поведения и сострадания. Мораль притчи в том, что не тот истинно верующий, кто ходит на богослужение в храм, а тот, кто в своих действиях следует примеру Христа.

С самого начала и вплоть до римского господства слово «самаритянин» было почти ругательным, браки между самаритянами и евреями были запрещены. 

Самого Иисуса, проповедующего в Храме, называли самаритянином и обвиняли в одержимости дьяволом. Однако, когда он вылечил десять прокажённых, лишь один из них пришёл к нему со словами благодарности, и он был самаритянином. 

До сегодняшних дней сохранилась небольшая община из тысячи арабоязычных самаритян, приносящих в жертву ягнёнка на Пасху на горе Гризим, являющейся на протяжении более двух тысячелетий святым самаритянским местом. Самаритяне по сей день верят в Мессию и в Страшный Суд. 

Гора Гризим возвышается над уровнем моря на 868 метров и расположена к западу от города Сихем в Палестине. Там, где, по мнению самаритян, Авраам совершил жертвоприношение, во времена Александра Македонского они построили свой храм на Гризиме, отделившись от иудеев. Храм был построен по образцу Иерусалимского, и самаритяне были убеждены, что Богу нужно поклоняться именно на этой горе. Здесь в 36 году укрылись участники восстания, подавленного Понтием Пилатом, а также самаритяне, разбитые в 70 году легатом Секстом Веттуленом Цериалом. Сегодня у подножия горы Гризим располагается единственное полностью самаритянское поселение Кирьят-Луза.

В начале Первой иудейской войны Веспасиан считал очень важной осаду Иотапаты, а битва на горе Гризим являлась отвлекающим этапом этой военной кампании. Жители Иотапаты героически сопротивлялись, и, воодушевлённые их успехом, на горе Гризим поднялись самаритяне, подавить восстание которых Веспасиан послал Цериала с тремя тысячами пехотинцев и шестьюстами рыцарями. Прибыв к горе, Секст решил не сразу вступать в бой, учитывая превосходящие силы противника. Он окружил гору своими солдатами, следя весь день за каждым движением самаритян, у которых уже наблюдалась нехватка продовольствия и воды. 

Вскоре некоторые в тот же день умерли от жажды, а многие сдались римлянам, предпочтя рабство такой смерти. Тогда Цериал приказал войску двинуться на гору, поняв, что оставшиеся наверняка изнурены голодом и жаждой. из-за нехватки еды и воды. Сначала он пообещал сохранить жизни сдавшимся, а потом он убил всех, кого не сумел убедить. Это поражение было совершено в двадцать седьмой день месяца Дезио (мая) Пятым Македонским легионом.

Пятый Македонский был сформирован в 43 году до нашей эры Октавианом Августом и вошёл в состав византийской армии, воевавшей в Македонии, откуда легион и получил название. Его символами стали бык и орёл. Вместе с Десятым охраняющим пролив легионом и другими Пятый был определён под командование Веспасиана на подавление восстаний в 66 году в начале Первой еврейской войны

Когда в 69 году Веспасиан стал императором, он поручил командование римской армией своему сыну Титу, который через год положил конец войне. При осаде Иерусалима в 70 году легионом ещё командовал Цериал, позже назначенный легатом Иудеи, а в 71 году его сменил Секст Луцилий Басс.

Секст Луцилий Басс и еврейские крепости


Басс тоже был римским полководцем и личностью более амбициозной, чем Цериал, поскольку в 69 году, в год четырёх императоров, он участвовал в борьбе за власть, а также в Первой иудейской войне. Он принадлежал к роду Луцилия, древнеримской семье сенаторского ранга, происходящей из поколения рыцарей, военного и социального ордена Древнего Рима, занимающегося переписью населения.

Первоначально в 69-м Басс встал на сторону Гальбы, у которого он был командиром кавалерийского эскадрона, но потом предал его и перешёл к Вителлию, который назначил Басса командующим флотом. Впоследствии он предал и Вителлия, перейдя на сторону Веспасиана, надеясь получить должность префекта претория. Однако, Веспасиан тоже отправил Басса командовать кавалерийским отрядом, но позже наградил, дав ему должность сенатора.

В 71 году Веспасиан назначил Басса легатом Иудеи. Первая еврейская война кончилась, Иерусалим был завоёван, но по всей провинции ещё сопротивлялись повстанческие группы зелотов, в борьбе с которыми легат разрушил дворец-крепость Ирода Великого Иродион, построенную на холме в 12 км к югу от Иерусалима.

Единственным сооружением, которое царь Ирод назвал своим именем, был Иродион, а в исторических документах по-еврейски оно называется Иродис. Ирод построил крепость в ознаменование победы над Антигоном II Хасмонеем, которого он сменил на троне. Он окружил крепость двойной стеной диаметром 62 и высотой 30 метров, с четырьмя башнями. В самой большой башне диаметром 18 метров находились царские покои с фресками и мозаичными полами.

Запасы воды для дворца хранились в цистернах, а вокруг холма располагались несколько домов с бассейном и садами. Ирод устроил себе и гробницу на этом холме: здесь были обнаружены остатки погребального памятника с саркофагами, вероятно, царя и его семьи.

В 72 году, продолжая борьбу с повстанцами-зелотами, Секст Луцилий Басс разгромил их на другом укрепленном холме, Махероне, расположенном на восточном берегу реки Иордан. Впервые на холме Махерон, окружённом глубокими расщелинами, построил крепость царь Александр Яннай в 90-х годах до нашей эры для контроля территорий к востоку от Иордании. В 57 году до нашей эры её разрушили римляне. 

В 30 году до нашей эры Ирод Великий построил здесь укреплённый дворец для защиты от набатеев, окружив его стеной с четырьмя башнями. После смерти Ирода дворец унаследовал его сын Антипа, основав в нём свою резиденцию. Иосиф Флавий утверждает, что именно в этот период и в этом месте был заключён и казнён Иоанн Креститель. Крепость разрушил набатейский царь Арета IV в 37 году, и еврейское население верило, что это была божественная кара за обезглавливание Крестителя. 

В 44 году Махерон перестроили римляне, обосновавшись там со своим гарнизоном, а зелоты завоевали его в 66 году. После капитуляции Иродиума войска Секста Луцилия Басса осадили крепость, сровняли её с землёй, а повстанцев взяли в плен. После последнего разрушения никаких других исторических свидетельств об этом месте не сохранилось.

Продолжая свои подвиги, легат Иудеи Басс начал осаду крепости Масада, где летом 66 года укрылись тысячи зелотов с женщинами и детьми. Они жили там много лет, и после падения Иерусалима последние стойкие повстанцы не желали сдаваться. Басс подошёл к крепости со своим войском в 73 году, но внезапно заболел и умер. Его сменил Луций Флавий Сильва, который и продолжил осаду крепости.

Луций Флавий Сильва и крепость Масада 


Луций Флавий Сильва Ноний Басс был римским солдатом и сенатором. Его карьера началась в коллегии, на которую возлагались полномочия смертной казни, затем он был военным трибуном в Четвёртом Скифском легионе и в Двадцать первом Стремительном. При императоре Нероне Сильва вошёл в Сенат, а при Веспасиане и Тите он стал претором. После смерти Секста Луцилия Басса он был назначен командующим Десятого Охраняющего пролив легиона и легатом Иудеи и руководил осадными операциями крепости Масада в 73 году.

Эта история началась в 66 году, когда прокуратор Иудеи Гессий Флор потребовал денег из Храма, но встретил сильное сопротивление иудеев. Тогда он послал своих воинов, чтобы забрать деньги силой, что привело к гибели 3600 человек. Позже Флор приказал иудеям приветствовать прибывшие в Иерусалим две когорты римской армии. Видимо, евреи приветствовали римлян недостаточно искренне, так как Флор отдал войскам приказ применить оружие. 

Прежде чем достичь крепости Антония, когорты были атакованы населением, но волнение подавили, и Флор для поддержания порядка оставил в крепости гарнизон, а сам отправился в Рим. Там он заявил, что в беспорядках виноваты евреи, и в Иерусалим направили инспекторов, которые посчитали за лучшее не ссориться с евреями. Ситуация немного улучшилась, но ненадолго. Евреи оккупировали Масаду, истребив римский гарнизон, а священник Елеазар бен Симон запретили совершать жертвоприношения римлянам и заперся в Храме. 

Тогда Флор для подавления восстания послал две тысячи рыцарей, но восставшие подожгли римские постройки, бежали в Масаду и укрылись там со своими семьями. Другие вооружённые отряды восстали в разных частях Иудеи в 68 году, а к моменту осады Иерусалима в Иудее не осталось не опустошённой территории, так как восставшие занимались грабежами деревень и перевозили все припасы в крепость. Легаты Иудеи сменялись один за другим, захватывая все крепости, где укрывались повстанцы, а Масада всё стояла.

После неожиданной смерти Секста Луцилия Басса новый легат Сильва сразу обратил внимание на единственную непокорённую еврейскую твердыню, оккупированную зелотами под предводительством их лидера Елеазара Бен-Яира, потомка Иуды, убедившего многих евреев отказаться от переписи населения в 6-7 году, проведённой Публием Сульпицием Квиринием в Иудее. 

В то время произошёл раскол между евреями, готовыми подчиниться римлянам, чтобы сохранить свои жизни, семьи и города, и зелотами, которые сражались со своими собратьями, как с врагами, считая их предателями, поджигая их дома и грабя их имущество. Зелоты обвиняли тех, кто не присоединился к повстанческому движению, в том, что они так легко смирились с потерей свободы, за которую евреи боролись веками.

Римский полководец Сильва сначала установил в наиболее стратегических местах гарнизоны, обеспечив контроль над прилегающей к крепости территорией. Затем он построил стену вокруг крепости, поставив для её охраны часовых, чтобы никто из осажденных не смог уйти. Сюда издалека пришлось возить воду и провиант, и эту тяжелую работу поручили несчастным пленным евреям. 

Крепость Масада со всех сторон окружали глубокие овраги, за исключением двух мест, куда с немалыми трудностями можно было подняться: знаменитая непроходимая «Змеиная тропа» на востоке и дорога на западе, преграждённая неприступной башней.

На этом неприступном месте построил крепость первосвященник Ионафан и назвал её Масада, а царь Ирод Великий в 30-х годах до нашей эры укрепил первоначальную структуру и возвёл вокруг белокаменную стену длиной 1300 метров, высотой 5,3 метра и толщиной 3,5 метра с 37 башнями высотой 22 метра. Равнину с мягкой и плодородной почвой Ирод предпочёл оставить свободной для возделывания, предвидя, что сможет обеспечить население в случае осады продовольственными ресурсами. 

Затем царь построил дворец с четырьмя угловыми башнями высотой 26,7 метра с комнатами, ванными, монолитными колоннами, стенами и полами из различных пород камня. Крепость была оборудована сауной с центральным котлом и большими цистернами для сбора воды. От дворца к вершине холма вёл подземный ход, по которому могли бы пройти не только люди, но и мулы. Условия для сохранности припасов в крепости были превосходными. Было накоплено большое количество бобовых и пшеницы, фиников, масла и вина. И все это идеально сохранилось до тех пор, когда Елеазар со своей группой повстанцев занял крепость, а также они нашли большое количество оружия, оставленного царем.

Сильва начал осаду, окружив крепость кольцевой линией. Но если зелоты внутри крепости имели большие запасы продовольствия и воды, то римляне оказались на засушливой равнине, куда им пришлось доставлять с помощью 400 ослов 19 000 литров воды и 16 тонн продовольствия ежедневно. Легат приказал своим воинам возвести насыпь, чтобы попытаться забраться на одну из стен крепости. Преисполненные энтузиазмом, легионеры принялись возводить пандус для размещения осадных машин, а также гигантскую осадную башню высотой 27 метров, обшитую железом, чтобы метать с ее вершины снаряды в осажденных. 

В то же время легионеры Сильвы установили также большой таран и начали непрерывно долбить по стене, пока она не рухнула. Но пока римляне были заняты этой работой, повстанцам удалось построить внутреннюю стену, которая смягчила силу ударов, так как они заполнили землёй пространство между стенами.

В этот момент Сильва приказал своим солдатам начать бросать в крепость зажженные факелы. Деревянные балки укреплений стены загорелись, и пламя окутало Масаду. Римляне поставили многочисленных часовых вокруг стен, чтобы никто из повстанцев не смог выбраться из огня. Но Елеазар Бен-Яир не только не собираясь бежать сам, но и не позволил этого никому из своих людей, дав понять, что римляне сделают с их женами и детьми. Он собрал самых верных людей и призвал их убедить всех покончить с собой, уверяя, что это их единственный выход. Однако, не все были готовы к самопожертвованию, тогда Елеазар напомнил людям о бессмертии души. 

Иосиф Флавий так описывал то, что творилось в то время в крепости Масада: «Они прижимали к груди своих жен, лаская их, поднимали на руки детей, целуя их в последний раз сквозь слёзы. Они били себя по рукам, которые вскоре должны будут убить собственных детей, утешая себя тем, что в руках римлян их близкие претерпят ещё более страшные муки». 

Затем одного за другим мужчины убили своих близких, выбрали по жребию десятерых, которые должны были убить остальных. Каждый из осажденных лег рядом с телами своих детей и жен, обняв их, а выбранные жеребьевкой перерезали им горло. Убив всех, и эти десять кинули жребий: теперь один должен был убить девятерых, а затем и себя. Последний вонзил себе меч в тело и упал рядом со своей семьей. 

Спаслись лишь родственница Елеазара, ещё одна старая женщина и пятеро детей, которые спрятались в подземных тоннелях для транспортировки питьевой воды. Всего в крепости Масада погибло 960 человек, это массовое самоубийство случилось 15 числа месяца Ксантико (марта) 73 года. 

На рассвете римляне были поражены полным отсутствием сопротивления. Беспрепятственно преодолев стены, они обнаружили пустую крепость и не сразу поняли, что произошло. Они закричали, и их крик услышали спрятавшиеся женщины и дети, рассказав римлянам подробности произошедшего. Поражённые такой силой духа захватчики, войдя, увидели огромное количество трупов и не почувствовали ликование от победы, а восхитились поступком иудеев. 

Луций Флавий Сильва оставил в крепости гарнизон и вернулся в Кесарию с остальной армией. Евреев в провинции почти не осталось, Иудея была полностью покорена во время долгой войны, а угнанные в плен и в рабство в другие провинции Римской империи иудеи подвергались там сильным гонениям и угнетению. Масада оставалась последним еврейским оплотом, который даже после разрушения Иерусалима сопротивлялся римлянам, и вот пала и она.

В 80 году Сильва покинул пост легата Иудеи и вернулся в Рим, где стал членом Коллегии понтификов, в 81 году получил должность консула. После смерти Тита и террора, устроенного императором Домицианом, начавшим чистку среди популярных военачальников, Сильва стал её жертвой. Как только он попал в немилость, упоминания о нём были удалены из римских архивов. С 80 года в Иудее легатом назначили Марка Сальвидиена.
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Вторая еврейская война

Отношения между евреями и римлянами в течение сорока лет оставались спокойными, но в Александрии стало нарастать напряжение между греками и евреями, часто приводя к бунтам и столкновениям. Еврейское население и раввины восприняли подчинение Римской империи как необходимый, но переходный этап, уготованный им Богом в рамках подготовки к приходу мессианской эпохи. Читать далее »

Уничтожение Иерусалимского храма в конце Первой еврейской войны

Тит сровнял с землёй крепость Антония, настала очередь Храма. Разрушив фундамент, римская армия принялась за строительство широкого пандуса и четырёх больших насыпей. Видя, что римляне вот-вот доберутся до Храма, евреи стали сносить или поджигать его портики, чтобы преградить им дорогу. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-