Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
2082
Флаг Auster[38]
967
Флаг Jaaj.Club[42]
540
Флаг Aist[39]
531
Флаг Palevka-89[38]
476
Флаг ka4ka[28]
330
Флаг tarakan[28]
298
Флаг BasK[10]
181
Флаг boris[28]
163
Флаг Don Quijote[10]
159

События

12.06.2024 20:40
* * *

Для любителей острых ощущений открылся


Бар Полёт Шмеля

Вход только со своим шампанским!

* * *

Была модифицирована Сокровищница.

Теперь в сундуке монет стало больше, но после его открытия сундук исчезает.

* * *
08.06.2024 07:43
* * *

8 июня 2024 года котировки облигаций Jaaj.Club обвалились, вызвав небывалый финансовый кризис.

Финансовый кризис Jaaj.Club

Инфляция составила до 1000%, что моментально отразилось на стоимости клубных предметов.

* * *
10.05.2024 22:40
***

Технические работы

10-12 Мая

***

Комментарии

Но рыба не хотела сдаваться,
И придумала хитрый план...
12.06.2024 Limon
просто лень, вот и не танцуют, это барышни стремятся проявить свои прелести.
12.06.2024 МилаЗах
Мужская сила - это женское счастье, за то самое и любят.
12.06.2024 МилаЗах
Альтернативой к вышесказанному могут стать, как кажется, банальные слова о том, что сама "мужская сила" и есть причиной влечения к ним.
10.06.2024 LISKI
Между сосен и берёз
След остался от колёс.
Это мишка косолапый
В детский сад грибы повёз.
Полный воз набрал опят,
Сыроежек и маслят и решил:
«Свезу на дачу.
Пусть ребята поедят».
Косолапый мишка рад,
Что так близко детский сад.
Очень любит по утрам он
Слушать песенки ребят.
10.06.2024 89Siete

Опрос

Ваше устройство по предпочтению


23.07.2019 Рубрика: Культура

Литература Викторианской эпохи. Круп­нейшие достижения в истории социального романа

Автор: Jaaj.Club
В 20—30-е годы XIX в. ушли из жизни Байрон и Шелли, Ките и Скотт. Романтизм растрачивал себя и не пополнялся новыми именами. Правда, он не прекратил своего существования и был еще значитель­ным явлением в литературе, но в рядах его сторонников наметилась полемика, направленная против крайностей романтизма и исключи­тельности романтического героя.
3828 0 0 5 2481
Литература Викторианской эпохи. Круп­нейшие достижения в истории социального романа
фото: inolit.ru
В 20—30-е годы XIX в. ушли из жизни Байрон и Шелли, Китс и Скотт. Романтизм растрачивал себя и не пополнялся новыми именами. Правда, он не прекратил своего существования и был еще значитель­ным явлением в литературе, но в рядах его сторонников наметилась полемика, направленная против крайностей романтизма и исключи­тельности романтического героя. 

30-е годы XIX в. в истории развития английской литературы ознаменованы появлением новых черт в жанровой структуре романа, что было обусловлено историко-политическим и социально-экономи­ческим развитием Англии в период формирования чартистского дви­жения, обострения противоречий в стране, вступившей в викторианскую эпоху (1837—1901). 30—40-е годы —это годы круп­нейших достижений в истории английского социального романа. 

Понятие викторианства, связанное с викторианской эпохой, озна­чает определенную идеологию, образ мыслей и жизни, духовную атмосферу, комплекс нравственных и этических установлений, свиде­тельствующих о благополучном поступательном развитии общества в целом. Викторианство — феномен культуры, в котором активно вы­страивалась концепция национального характера в современную эпоху. В XX в. термин «викторианство» получил самое широкое толкование. Одно время оно сводилось лишь к позитивным сторонам викториан­ской культуры, к якобы устойчивым эстетическим и этическим нормам, которых нет в современном обществе. 

Начиная с 1948 г. викторианская эпоха, викторианская литература активно анализируются критиками и историками литературы, что находит отражение в огромном количестве диссертаций и монографий, посвященных различным аспектам викторианства. Однако если учесть деятельность писателей «блестящей плеяды», то станет ясно, насколько призрачными были представления о золотом веке читателей XX столетия, по-настоящему не вникавших в диалектику сложного и противоречивого времени, когда мирно уживались серьезный и глубокий критицизм, осуждение эгоизма пра­вящих классов с проповедью самоусовершенствования и альтруизма; когда наряду с буржуазным практицизмом и расчетом культивирова­лась личная порядочность и честность, высокая ответственность и трудолюбие; когда решался вопрос о всеобщем избирательном праве и рабочие впервые в истории выступили единой политической силой, способной отстаивать свои требования не стихийно, а организованно, сознательно и целеустремленно. 

«Блестящая плеяда» английских писателей, выразительные и крас­норечивые страницы произведений которых открыли миру больше политических и социальных истин, чем это сделали все профессио­нальные политики, публицисты и моралисты вместе взятые, показала в своих творениях все слои буржуазии, начиная с высокочтимого рантье и держателя ценных бумаг, который смотрит на любое предпринима­тельство как на нечто вульгарное, и кончая мелким лавочником и клерком в конторе адвоката. Диккенс и Теккерей, мисс Бронте и миссис Гаскелл изобразили их полными самомнения, напыщенности, мелочного тиранства и невежества, и цивилизованный мир подтвердил их приговор. 

В XIX столетии наивысшего расцвета в Англии достигает роман, связанный с активной политической и социальной жизнью страны, отражающий духовные потребности общества. «Домби и сын», «Хо­лодный дом», «Тяжелые времена», «Рождественские повести» Ч. Дик­кенса, «Ярмарка тщеславия» У. М. Теккерея стали наиболее ярким художественным обобщением, символом эпохи. Вместе с тем в стране, где всегда чтились традиции и ощущалась связь времен, огромную роль играли в литературе идеи предшествующего века — эпохи Просвещения, этой своеобразной колыбели различных жанровых разновидно­стей романа. 

Роман XVIII столетия — это устойчивое типологическое понятие, которое несет в себе важные структурообразующие принци­пы. Они характеризуются вполне определенными свойствами, пере­данными в наследство веку XIX. Национальное своеобразие английского реализма определяется прежде всего критической направленностью творчества большинства крупных писателей, «живописностью», опирающейся на традиции нравоописательной сатирической живописи и графики Хогарта и Крукшенка и проявившейся не только в описаниях, пейзажных зари­совках, но и в самом принципе изображения личности и среды, и, наконец, в ярко выраженном дидактизме, заимствованном у просве­тителей, а в XIX в. — политически сокращенном и продиктованном развитием буржуазного либерализма, с одной стороны, и ростом и развитием пролетариата — с другой. Дидактизм и нравственные кате­гории, формирующиеся в викторианскую эпоху в общем русле развития наук, особенно политэкономии, социологии, философии, накладыва­ют определенный отпечаток на произведения Диккенса и Ш. Бронте, Теккерея и Д. Элиот, однако их место в романе в разные периоды эволюции этого жанра определяется общим развитием структуры художественного произведения, чему в немалой степени способство­вало увеличение читательской аудитории и публикация романа отдель­ными выпусками в журналах, а также формирование массовой культуры.

Развивая традиции просветительского реалистического романа, литература XIX в. не только расширила и углубила их, но и обогатила новыми тенденциями, наметившимися в духовной жизни общества. 

Начинается ли викторианский век с вступления на трон королевы Виктории в 1837 г. или он подготовлен предшествующим развитием исторических событий? Современные историки литературы отвечают на этот вопрос неоднозначно, но прослеживается явная тенденция показать и доказать вероятность второго предположения. Именно в 20—30-е годы обозначились те политические и идеологические тен­денции, которые подготовили почву для ускоренного формирования идей и оценочных критериев, обычно ассоциирующихся с викторианством. 

В историко-литературном процессе Англии XIX в. можно выделить три основных периода. Первый период — 30-е годы; второй — 40-е,или «голодные соро­ковые», третий — 50—60-е годы. 30-е годы характеризуются ускорен­ным развитием английского общества по пути буржуазного прогресса и сложного изменения его социальной структуры, развитием рабочего движения, приходом буржуа с помощью народных масс к политической власти в результате избирательной реформы 1832 г. Огромные успехи национальной индустрии, отмена в 1834 г. «хлебных» законов сопро­вождались расширением деятельности Англии в других странах мира, развитием ее внешней торговли, осуществлением колониальных захва­тов. 

В 30-е годы серьезные изменения происходят в развитии промыш­ленного Севера. На первый план выдвигается крупнейший индустриальный город Манчестер, давший название школе политэко­номии, интересующейся в равной степени и этикой, и социологией. Требование свободы торговли, благополучия и процветания для всех слоев населения оказались актуальными проблемами и для науки, и для литературы, и для искусства. 

Наиболее значительным идеологом буржуазного либерализма был Д. Бентам (1748—1832), положивший начало теории утилитаризма, нашедшей выражение в проповеди прак­тицизма, личной инициативы и предпринимательства. Его лозунг «наибольшего счастья для наибольшего количества людей» должен был привлечь массы своим откровенным утопизмом и иллюзорностью, успокоив общественное мнение, напуганное размахом рабочего дви­жения. 

Обострение социальных противоречий привело буржуазную науку к постановке и необходимости разрешения ряда важнейших социаль­ных задач, в частности проблем народного образования, борьбы с нищетой, состояния тюрем и работных домов. Но наибольшее осуж­дение У. Годвина, Коббета и Хэззлита вызвали взгляды Т.Р. Мальтуса (1766—1834), особенно его «Опыт о законе народонаселения» (1798). Ч. Дарвин утверждал, напротив, что именно это произведение Мальтуса помогло ему найти путь к созданию собственной теории эволюции. Уже в это время в английской буржуазной идеологии, либеральной по своим устремлениям, и в самом чартизме, где наметилось размежевание между сторонниками физической и моральной силы, идея усовершен­ствования политической системы мирными парламентскими метода­ми, законными средствами всячески пропагандировалась и обретала своих сторонников. Немалую роль в этом сыграл и компромиссный характер развития Англии после «Славной революции» 1688 г. и постепенное, медленное, но поступательное движение в сторону раз­вития «демократии для всех». Не случайно именно в 30-е годы возро­дились старые традиции выражения идей и суждений в эссеистике и очерке, стали обновляться уже известные концепции историзма в свете умеренного эволюционного плана обновления общества и его инсти­тутов. 

В романах Диккенса все эти идеи найдут отражение позднее, в 40—50-е годы, наряду с остронегативным отношением писателя к теории разумного эгоизма, себялюбия и практицизма. Наиболее зна­чительными историками этого периода были Т.Б. Маколей (1800— 1859), автор «Истории Англии» (1849—1855), а также рецензий и статей о Байроне, Адцисоне, Свифте. 

В идеологической борьбе 30-х годов особую роль суждено было сыграть «Молодой Англии», обществу, собравшему представителей аристократии, выступившей против политики буржуазии с позиций феодального социализма. Главой «Молодой Англии» был Б. Дизраэли. Представители «Молодой Англии» ратовали за возрождение нации, «погрязшей в грехе и пороке», и рекомендовали обратиться к религии как к серьезному нравственному оружию, нацеленному на исправление общественных противоречий. 

Однако подлинным выразителем сложностей и противоречий вик­торианского века суждено было стать Томасу Карлайлу (1795—1881), сочинения которого отразили духовную жизнь нации на протяжении целого столетия. Блестящий мыслитель и оратор, памфлетист и исто­рик, он оказал влияние на творчество Диккенса и Герцена, Толстого и Уитмена. Он был связан с итальянскими карбонариями и с английским утопическим социалистом Р. Оуэном, вторым после Колриджа познакомил английского читателя с немецкой литературой и филосо­фией (он состоял в переписке с Гёте, написал книгу о Шиллере). Карлайлу принадлежат памфлеты: «Чартизм», «Прошлое и настоящее», свидетельствующие о том, что их автор был далек от апологетического восхваления буржуазных порядков и осуждения подъема рабочего движения.

Основными вопросами, дискутируемыми в конце 20—30-х годов, были вопросы, связанные с романтизмом, с судьбой романтического героя. Писатели и философы — Э. Булвер-Литтон, Б. Дизраэли, Ф. Мэрриат выдвигали на первый план сильную энергичную личность, поэтизируя ее и рассматривая вне общественных связей, а также героизируя преступление («Вивиан Грей», «Молодой герцог», «Кантарини Флеминг» Дизраэли). Наибольшую известность, однако, принес­ли Дизраэли его программные романы 40-х годов («Сибилла, или Две нации», 1845; «Танкред», 1847; «Конингсби», 1844), в которых он дает реалистическую картину труда и быта английских рабочих в период нарастания чартистского движения («Сибилла»), а также рисует жизнь молодого поколения, энергичного и эгоистичного в осуществлении своих честолюбивых замыслов. Все три романа Дизраэли должны были помочь его политической карьере, которую он блистательно сделал, получив пост премьер-министра. Булвер-Литтон начал, как и Дизраэли, с полемики с ньюгейтским романом, романтизирующим преступный мир. Его романы «Поль Клиффорд» и «Юджин Эрам» принадлежали к той же серии, что и романы Дизраэли. Но в дальнейшем Булвер-Литтон прославился как исторический романист («Последние дни Помпеи», «Девере», «Лишен­ные наследства»). Знаменательным для своего времени оказался роман Булвера «Пэлем, или Приключения джентльмена», отразивший-слож­ную эпоху перемен в английском романе, прощавшемся с романтиз­мом, отдававшем ему последнюю дань уважения. 

В 30-е годы вступают в литературу молодые Диккенс и Теккерей. Романы «Оливер Твист» и «Кэтрин» были ответами этих писателей на их отношение к ньюгейтскому роману. 40-е годы открывают второй этап в развитии английской литера­туры. Это период общественного подъема, размаха чартистского дви­жения. Основные вехи данного исторического периода — съезд чартистов, состоявшийся в Манчестере в 1840 г., всеобщая забастовка и экономический кризис 1842 г., новый взлет чартистского движения в 1846 г. и, наконец, революция 1848 г. на континенте. 

Известный философ и экономист этого времени Д.С. Милль (1806—1873) в своем произведении «Основы политической экономии» наряду с экономи­ческими вопросами решает и нравственные, что было свойственно английской классической политэкономии, имевшей богатейшие традиции. Изменения идеологического климата в условиях нараставшего общественного подъема отразились на литературном процессе, и преж­де всего на романе как наиболее принципиальном жанре, имеющем огромное воспитательное значение. 

В социальных романах «голодных сороковых» — Дизраэли, Кингсли, Булвер-Литтона, Диккенса и Теккерея, сестер Бронте — получили отражение и идеи века, и состояние общественного движения, и нравственные принципы эпохи. Растерян­ность и страх правящих классов перед размахом чартистского движения все чаще сказывались в апелляции к религии, способствующей нрав­ственному совершенствованию человека и рождающей в обществе терпимость, стремление к «гармоничному» сочетанию интересов пред­принимателя и труженика. 

Крупнейшим представителем «христиан­ского социализма» был Ч. Кингсли (1819—1875), английский священник, оратор, публицист, подписывавший свои воззвания к рабочим «пастор Лот», романист и моралист. Наиболее известные романы писателя — «Брожение» (1846) и «Олтон Локк» (1850). В них он нарисовал ужасающие по своей правдивости картины жизни сель­скохозяйственных и промышленных рабочих. В «Олтоне Локке» он рассказал о судьбе талантливого чартистского поэта (прототипом его явился Томас Купер), задавленного нуждой и лишениями и умираю­щего от туберкулеза. В мировоззрении Кингсли причудливо перепле­лись христианские, буржуазно-либеральные и демократические устремления, отразившие суть борьбы трудящихся низов со своими угнетателями. Он совершенно справедливо утверждал, что «законода­тельные реформы не есть реформы социальные», он не был уверен в том, что хартии могут что-либо кардинально изменить. 

Блестящая плеяда английских романистов с наибольшей полнотой и убедительностью не только показала в своих произведениях реальное положение вещей, вскрыв крупнейшие противоречия и открыв болезни современного общества (снобизм, чрезмерный эгоизм, тщеславие), но и выдвинула благородные гуманистические идеалы — идеалы людей, нравственно здоровых и чистых, способных на самопожертвование. Обрушив свою беспощадную критику на все стороны современной жизни, английские реалисты опирались на богатые традиции бытопи­сательного и нравоописательного просветительного романа, боевую по тону публицистику, материалы газет и журналов своего времени, будили общественное мнение, привлекая его внимание к самым тем­ным, негативным сторонам жизни. Они обогатили роман, привнеся в него элемент публицистичности, плакатности, прямой полемики с существующими идеями и философскими концепциями (бентамизм, мальтузианство, утилитаризм в самом широком значении этого слова), и смогли отстоять в литературе и духовной жизни нации высокие нравственные идеалы и критерии правды и гуманизма. Диккенс и Теккерей, сестры Бронте и Э. Гаскелл смогли обогатить художествен­ную палитру своего творчества тем, что внесли в реалистическую структуру повествования символику и метафору, элементы театра, пародии, сатиры, бурлеска и пантомимы. Они значительно расширили функциональность художественного образа и значимость самостоя­тельности персонажа, чрезвычайно разнообразили повествовательную линию и обогатили диалог. Существенно изменилось отношение к человеку, занимающему особое место в общественном процессе, чему способствовало создание системы детерминант, обусловивших всесто­ронний показ личности в различных связях, общественных и лично­стных. Серьезный роман с определенным комплексом социальных и нравственных задач значительно укрепил свои позиции по сравнению с просветительским философским романом (У. Годвин, М. Уоллстонкрафт, Р. Бейдж, Т. Холкрофт).

Однако связи с предшествующей эпохой были еще очень ощутимы в этот период, о чем свидетельствует и проблематика исторического романа Теккерея, Булвера, опирающихся на события XVIII в. Они выражались в прямом следовании традиции просветительского эссе и памфлета, в развитии предромантических элементов (в частности, готического романа). Просветительские традиции сказались в поста­новке проблем воспитания, образования человека, формирования его идейных, нравственных и эстетических принципов. 

Третий этап в развитии литературы и культуры Великобритании приходится на 50—60-е годы. Это было время утраченных иллюзий, пришедших на смену «большим ожиданиям». Облик романа сущест­венно менялся вместе с изменениями общественной и духовной ат­мосферы. Характер духовной жизни общества определяется идеями позитивизма. Ведущим идеологом позитивизма был Г. Спенсер (1820—1903), который построил свое учение на эклектичной системе концепций Конта, Юма, Милля, Шеллинга и шотландских философов XVIII в. Главные идеи Спенсера были связаны с определением автономии функций различных частей общественного организма. Он механически перенес законы живой природы на общество, считая, что между органами живого организма существует разделение функций, которое должно быть сохранено и в социальной сфере. Проповедуя утилита­ризм, Спенсер выводил нравственность из пользы, связывая последнее с наслаждением. 

Философия позитивизма была чрезвычайно полезной в условиях, когда нужно было напомнить трудящимся не только о их правах, но и об обязанностях. Позитивизм оказал огромное воздействие на английский роман, особенно на произведения Троллопа и Элиот. 

В современной английской литературоведческой науке укрепилось мнение о выделении ранних и поздних викторианцев. Если первых отличали аналитическое критическое отношение к действительности, неспособность человека адаптироваться в чуждом ему мире, то в творчестве поздних викторианцев заметно стремление сосредоточиться на человеке, способном абстрагироваться от окружающего и погружен­ном в мир, имеющий свои нравственные и этические ценности. Меняются и литературные традиции, которым служат художники слова. Если раньше их привлекали Филдинг и Смоллетт, то теперь они чаще опираются на традиции сентиментального бытового романа с преимущественным акцентом на обыденном, прозаическом. Погруже­ние в человеческую психологию означает изменение масштабов изо­бражения жизни и соотнесенности человеческой судьбы с судьбой общества. Усиливается внимание к роману эпическому, но сама эпи­чность снижается, повествовательная линия обогащается за счет ее психологизации, создания атмосферы действия. 

Д. Элиот и Э. Троллоп знают о своих героях, их происхождении, болезнях, одежде, привычках, профессии, духовном мире болыйе, чем знали Диккенс и Теккерей, но степень типичности у поздних викторианцев уменьшается, поскольку в соответствии с позитивистской доктриной явления описывались, но не вскрывалась их суть. Аналогичный процесс происходит в поэзии (Браунинг, Теннисон, прерафаэлиты). Изменение характера романа диктовалось требованиями времени, условиями социального и духов­ного развития Англии. Викторианская культура вступала в новую фазу развития, приближающую ее к культуре рубежа веков.  
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Ранний Иенский Романтизм. Эстетическая система иенских романтиков

Основателями школы йенского романтизма были поселившиеся в 1796 г. в Йене братья Шлегели — Фридрих и Август Вильгельм. В Йенском университете братья Шлегели, Фихте и другие молодые преподаватели ведут борьбу с рутинерской профессурой, а в доме Шлегелей образуется своеобразный центр идеологической оппозиции. Читать далее »

Озерная школа - Вордсворт, Колридж, Саути. Вордсворт, Колридж, Саути

Первый этап английского романтизма (90-е годы XVIII в.) предс­тавлен так называемой Озерной школой. Сам термин возник в 1800 г., когда в одном из английских литературных журналов Вордсворт был объявлен главой Озерной школы. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-