Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
1782
Флаг Auster[38]
718
Флаг Aist[39]
529
Флаг Jaaj.Club[42]
478
Флаг Palevka-89[38]
417
Флаг ka4ka[28]
262
Флаг tarakan[28]
218
Флаг BasK[10]
177
Флаг gibulkaknop17[15]
153
Флаг boris[28]
131

События

10.05.2024 22:40
***

Технические работы

10-12 Мая

***
29.04.2024 20:40
* * *

Возвращена старая система Зрительских Симпатий.

Теперь читатели могут отблагодарить автора не только добрым словом, но и звонкой монетой, перечислив ему выбранную сумму тяжеленных золотых клубных монет.

Опция Зрительские Симпатии доступна на странице публикации над комментариями.

Зрительские Симпатии, оставленные неавторизованными пользователями, монет не добавляют и не убавляют, но автор получает сигнал о вашей признательности.

* * *
29.04.2024 20:27
  

Открыта регистрация на майские турниры



  

Турнир на оборот, который посвящён юмористической тематике.


  

Регулярный Клубный Чемпионат 2024 продолжается, теперь таблица счёта всегда доступна в левой колонке.

  

Комментарии

Долго не мог понять название книги, пока не прочитал на английском 😁
31.05.2024 Jaaj.Club
Нормально накрутили!
30.05.2024 Jaaj.Club
Я думаю, от тех, от которых потом пошла ветка млекопитающих. Не думаю, что от хищников, скорей от травоядных. Ведь и первые люди не были хищниками, а занимались собирательством
26.05.2024 Formica
Спасибо!
26.05.2024 Formica
Жизнь эспадрильи не закончилась с приходом современного мира высокой моды. Известный французский кутюрье и модельер Ив Сен-Лоран в 1968 году в Париже на выставке представил свои цветные модели «espadrilles» на каблуках-танкетках. Они быстро завоевали популярность европейского потребителя.
25.05.2024 Habsim

Опрос

В какое время суток вы обычно читаете Jaaj.Club?


ПОБЕДИТЕЛЬ Битва БИТВЫ
05.09.2022 Рубрика: Культура

Менехуне - таинственные существа океании

Автор: Aist
Менехуне - это термин, применяемый к низкорослым лесным существам гавайской мифологии, и является частью распространённой по всей Полинезии мифологии, которая описывает скрытных, сверхъестественных существ с человекоподобными атрибутами. Таинственные сверхъестественные существа появляются в мифах и легендах других культур Океании, таких как обитающие в расщелинах скал мими из Арнем-Лэнда, Австралия, которые, как считается, научили коренных австралийцев охотиться, или какамора из Меланезии, эльфоподобные существа, которые живут в пещерах и любят танцевать, но боятся белого цвета.
5897 1 0 12 2359
Менехуне - таинственные существа океании
фото: member.worldhistory.org
Менехуне - это термин, применяемый к низкорослым лесным существам гавайской мифологии, и является частью распространённой по всей Полинезии мифологии, которая описывает скрытных, сверхъестественных существ с человекоподобными атрибутами. Таинственные сверхъестественные существа появляются в мифах и легендах других культур Океании, таких как обитающие в расщелинах скал мими из Арнем-Лэнда, Австралия, которые, как считается, научили коренных австралийцев охотиться, или какамора из Меланезии, эльфоподобные существа, которые живут в пещерах и любят танцевать, но боятся белого цвета.

Считалось, что менехуне, ростом около трех футов (90 см), были искусными каменщиками, которые отваживались после наступления сумерек строить каноэ, дороги, пруды и стены или петь и играть на музыкальных инструментах. Они избегали солнечного света, и их титанические строительные работы, завершённые или нет, всегда прекращались до рассвета, когда они исчезали.

Вопрос в том, принадлежат ли эти сверхъестественные существа исключительно фольклору или являются частью культурной памяти о древних предках, населявших Тихоокеанский регион до того, как они были поглощены мифологическими сказаниями.

Происхождение мифологии Менехуне


Гавайцы называют менехуне камаина или "дитя земли", что стало означать коренные народы. Австралийский антиквар Томас Джордж Трам (1842-1932), иммигрировавший на Гавайи в 1853 году, был автором гавайских народных сказок, опубликованных в 1907 году. Он считал, что менехуне были предками современных гавайцев, а их культура предшествовала всем другим полинезийским культурам.

Вместе с Абрахамом Форнандером (1812-1887), шведским этнологом, который прибыл на Гавайи, прыгнув с китобойного судна в 1844 году, Трам собирал истории, в основном с Кауаи и Оаху, в которых описывались особенности менехуне. Говорили, что они были мускулистыми, с низкими, выступающими лбами и большими глазами, скрытыми густыми бровями.

Гавайцы могли вызвать Менехуне для завершения строительных работ за одну ночь, а оплата составляла одну креветку за каждого менехуне.

Строительные проекты обычно представляли собой общественные работы, такие как дороги или храмы, и Менехуне передавали блоки базальта вдоль линии, когда они выполняли свою работу.

Рассказы о Менехуне неожиданно появились в гавайских газетах и журналах в 1861 году. До этого самые ранние гавайские учёные и миссионеры не упоминали лесных людей, которые были таинственными строителями. Обширная ранняя история была написана преподобным Хайрамом Бингемом (1789-1869), американским миссионером, который прибыл на острова в 1820 году и провёл на островах более двух десятилетий. Бингхэм собирал устные истории и рассказы о гавайских божествах, но там не было упоминания о Менехуне. Британский миссионер Уильям Эллис (1794-1872) знал о манахуне с Таити – термин, обозначающий низший из трёх таитянских социальных классов, включая неквалифицированных рабочих и слуг. После поездки на Гавайские острова и миссионерских выступлений в политических и культурных учреждениях Эллис в 1831 году выпустил свой знаменитый четырёхтомный труд "Полинезийские исследования". Учитывая его энциклопедические знания о регионе Южной части Тихого океана, любопытно, что Эллис не упомянул о Менехуне на Гавайях и о какой-либо возможной связи с манахуне на Таити.

Аналогичным образом, гавайский историк Дэвид Мало (1793-1853) в своей работе "Гавайские древности", впервые опубликованной в 1838 году, упоминает Му (озорных эльфов), но не Менехуне.

Почему Менехуны отсутствовали в работах гавайских учёных или рассказах, записанных ранними китобоями и исследователями, посещавшими острова, такими как капитан Джеймс Кук (1728-1779) и капитан Джордж Ванкувер (1757-1798)?

Ответ может заключаться в сочетании нескольких факторов:

  • Менехуны появились в мифологии после европейского контакта, и большинство историй было собрано не гавайцами;
  • Гавайцы неохотно рассказывали о сверхъестественных верованиях ранним христианским миссионерам;
  • Устные исторические традиции, в которых, возможно, упоминались Менехуне, были утрачены в течение нескольких поколений из-за болезней, вызванных прибытием европейцев в конце 1700-х годов;
  • Всемирная популярность сказок Ганса Христиана Андерсена (1805-1875), возможно, повлияла на гавайскую мифологию.

1860-е годы были нестабильным десятилетием в истории Гавайев, когда король Камеамеа IV (1834-1863) объявил нейтралитет во время гражданской войны в США (1861-1865), и были созданы две известные газеты, которые предоставили возможность таким учёным, как Томас Трам, публиковать истории Менехуне. Эти газеты – "Звезда тихого океана" и "Независимая газета" – издавались на гавайском языке, и к 1861 году рассказы Менехуне становились всё более и более причудливыми.

2022-09-05_17-19-29.png
Томас Трам. Фото: member.worldhistory.org

С 1875 года Томас Трам издавал свой Гавайский альманах и ежегодник – сборник гавайской информации, включая статистику населения, погоду и географию, а также мифологию, собранные и переведённые Трамом. К 1892 году Трам описывал менехуны как расу "карликов" или "маленьких людей", которые были ростом три фута (90 см), основываясь на более раннем упоминании Форнандера о том, что они были "трудолюбивыми эльфами". Трам даже называл себя Отцом Менехуна, потому что ему так нравились сказки, которые он и другие европейцы сочиняли.

Лингвист и педагог Уильям Девитт Александр (1833-1913) был первым европейцем, который приписал менехунам магические способности и характеристики, определив их как класс или расу, отдельную от людей. В "Краткой истории гавайского народа", опубликованной в 1891 году, Девитт рассказал о примечательных постройках на островах и заявил, что ответственность за это несут трудолюбивые эльфы Менехуне.

Сооружения Менехуне


То, что стало известно как канава Менехуне, впервые было упомянуто в марте 1861 года в газете на гавайском языке Ka Hae Hawaii.Строительство Кикиаолы, исторического ирригационного канала высотой 24 фута (7,3 м) или ауваи в Ваймеа, Кауаи (ныне называемого канавой Менехуне), приписывается Менехуне, который построил его за одну ночь, и оно предшествует миграции таитян на Гавайи в 1000 году н.э.

Он был обнаружен европейцами в 1700-х годах и описан Джорджем Ванкувер в 1792 году. Он считается инженерным чудом из-за 120 аккуратно вырезанных, обработанных базальтовых блоков, для резки которых потребовались бы точные инструменты и методы, которые выстилают ров длиной около 200 футов (61 м), по которому проходит вода для орошения прудов для выращивания таро. Он также отличается от типичных гавайских каменных стен, хотя гавайцы были полностью искусны в каменной кладке.

2022-09-05_17-19-46.png
Фото: member.worldhistory.org

Хотя в статье за март 1861 года не упоминались сверхъестественные работники Менехуне, сентябрьский выпуск "Ка Хоку о ка Пакипка" за 1861 год является первым упоминанием о водном пути, сооружаемом Менехуне. Как канава так быстро соединилась с Менехуне?

Наиболее вероятным объяснением является то, что окружающая среда 1860-х годов способствовала расцвету мифов и сказок и что археологи были озадачены строительством рва.

В отсутствие надёжной теории о том, кто построил Кикиаолу или почему она, по-видимому, отличается от всего остального, найденного на Гавайских островах, учёные и авторы заполнили пустоту мифическим Менехуне.

Тем не менее, существует множество примеров использования новаторской обработки камня ранними гавайцами. Форнандер указывает на хиау (храм) Уми. Уми-а-Лилоа (1470-1525) был верховным вождём самого большого острова Гавайского архипелага (острова Гавайи), и его храм представляет собой сложный образец каменной кладки.

Рыбный пруд Алекоко, также известный как рыбный пруд Менехуне, представляет собой пруд площадью 102 акра (41,2 га), расположенный вдоль излучины реки Хулея на острове Кауаи. Также пишется как Алакоко, Трум отвечает за более часто используемое написание алекоко. Внутренний пруд был построен с каменной и земляной стеной длиной 2700 футов (823 м) около 600 лет назад, хотя также было выдвинуто предположение о 1000 годах. Как и в случае с Кикиаолой, стена представляет собой уникальное сооружение из грязи и камня, которое отличается от большинства известных гавайских стенок пруда, которые обычно сделаны из больших базальтовых валунов. Для возведения частей стены рабочим пришлось бы работать под водой. Газета на гавайском языке "Ка Хэ Гавайи" в октябре 1861 года приписала ночное строительство рыбного пруда волшебному Менехуне, вместо того, чтобы признать, что сами гавайцы были способны на впечатляющие инженерные достижения.

2022-09-05_17-20-01.png
Рыбный пруд Алекоко Менехуне. Фото: member.worldhistory.org

Кем был настоящий Менехун


К началу 1900-х годов менехуне превратились в озорных эльфов, которые были невидимы для некоренных гавайцев. Сегодня мультяшное изображение Менехуне используется для продажи чего угодно, от бутилированной воды до шоколадных конфет и туристических безделушек. Трам и Форнандер внесли свой вклад в мифологию после европейского контакта, которая мало похожа на то, кем, возможно, были Менехуне.

Радиоуглеродное датирование предполагает, что полинезийцы прибыли на Гавайские острова из Хивы (Маркизские острова) где-то между 1000-1200 гг. н.э., а не около 300-750 гг., как считалось ранее. Это было путешествие в 2000 миль (3218 км) на каноэ. За этим последовала в 1400–х годах вторая волна иммиграции людей из Кахики (идентифицируется как Таити), также полинезийцев, которые считали первых поселенцев манахуне - "простолюдинами низкого класса" или менехуне, что вынудило их бежать в леса и горы. Полинезийцы с Таити считаются предками современных гавайцев, и некоторые члены экипажа капитана Джеймса Кука, которые могли говорить по-таитянски, могли общаться с гавайцами. Примерно 76% словарного запаса приходится на таитянский и гавайский языки.

Существует также предположение, что первая волна полинезийцев с Маркизских островов обнаружила на островах рыбные пруды, храмы, дороги, плотины и дома, построенные менехуне, которые жили в пещерах или глубоко в лесах. Однако археологи не нашли ни единого свидетельства, указывающего на миниатюрную расу людей на Гавайях, существовавшую до появления полинезийцев. Учитывая отсутствие доказательств, правдоподобным историческим объяснением является то, что менехуне были полинезийцами первой волны с Маркизских островов, и они стали частью культурной памяти, сохраненной и пересказанной в устных рассказах после того, как они бежали перед лицом прибытия таитян.

Самый маленький человек


Есть ли какие-либо свидетельства существования в Океании расы низкорослых людей? Если да, то есть ли вероятность, что эти люди могли населять Гавайи до прибытия первой волны полинезийцев?

В 2003 году в пещере в Лянг-Буа на отдаленном индонезийском острове Флорес учёные обнаружили Homo floresiensis, гоминида, похожего на хоббита, ростом 3,5 фута (1,06 м).

Возможно, этот гоминид сосуществовал с современными людьми. Первым образцом была 30-летняя женщина, и первоначальное тестирование датировало возраст останков возрастом от 100 000 до 60 000 лет.

Окружающие археологические находки, такие как каменные орудия, позволяют предположить, что Homo floresiensis, возможно, жил в районе Лянбуа не менее 190 000 лет. Более поздние находки привели учёных к мысли, что у этого миниатюрного гоминида было плоское лицо с узким носом и надбровной дугой, длинные руки, покатый лоб, а челюсть и зубы больше напоминали австралопитеков (ранних гоминидов).

2022-09-05_17-20-17.png
Реконструкция Homo Floresiensis. Фото: member.worldhistory.org

Исследование показало, что Homo floresiensis не были современными людьми, страдающими микроцефалией (голова меньше, чем обычно), но были отдельным видом, который, скорее всего, произошёл от неизвестного раннего африканского предка. Предки, которые не покинули африканский континент, эволюционировали в Homo habilis, первых изготовителей каменных орудий. Небольшой рост Homo floresiensis, скорее всего, был обусловлен окружающей средой Флореса – густо поросшего лесом тропического острова с ограниченными продовольственными ресурсами. Это уменьшило потребности в энергии, а "островная карликовость" стала эволюционной реакцией. Таким же образом приспособились к окружающей среде ныне вымершие карликовые слоны Флореса.

Это было ошеломляющее открытие, потому что считалось, что Homo sapiens были одни на Земле после исчезновения неандертальцев в Европе и Homo erectus в Юго-Восточной Азии. Современные люди, возможно, привели Homo floresiensis к вымиранию.

Homo floresiensis, возможно, породил местную легенду об Эбу Гого. Говорят, что Эбу Гого (переводится как "бабушка, которая ест всё") были двуногими, ростом около 5 футов (152 см) и говорили на своём родном языке. У них были длинные руки, оттопыренные уши и волосатые тела, и они проводили время, грабя посевы и похищая детей.

Рассказы о маленьких лесных существах не уникальны для Флореса. На индонезийском острове Суматра живёт оранг Пендек (переводится как "коротышка"), у которого густая грива волос от головы до спины и рост около 5 футов (152 см). Мифология, окружающая Эбу Гого и Оранг Пендека, похожа на мифологию менехуне и может относиться к общим культурным воспоминаниям о низкорослой расе, которая вымерла.

Интригующий вопрос заключается в том, как Homo floresiensis удалось попасть на Флорес и были ли они мореплавателями, возможно, добравшимися до Гавайев или других районов Южной части Тихого океана путем "перепрыгивания с острова на остров". Уровень моря был ниже всего 20 000 лет назад, поэтому свидетельства лодок или плотов, скорее всего, утеряны или разрушены из-за изменения уровня моря. Предположения о древних морских навыках варьируются от того, что ранние гоминиды были случайно выброшены в море после наводнения или цунами, до целенаправленного строительства плотов с использованием Трубки Dendrocalamus giganteus (гигантский бамбук, распространенный в Юго-Восточной Азии) и связываются лианами, образуя судно, способное управлять. Добраться до Флореса, который никогда не был соединен с материковой Азией, даже когда уровень моря был ниже, означает, что Homo floresiensis пересёк водный участок. Австралийский археолог Майк Морвуд, который вместе с командой обнаружил Homo floresiensis, считает, что бамбуковые плоты использовались для преодоления расстояния от Бали до Флореса.

Исследователи также показали, что древние народы мигрировали с индонезийского архипелага в Полинезию, а затем на Гавайи. Учитывая это, менехуны могут быть последними потомками Homo floresiensis.

Заключение


Менехуне не появлялись в литературе, посвященной контактам с Европой, такой как дневники, дневники и мемуары китобоев, исследователей и миссионеров. Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что сказки Менехуне, возможно, фигурировали в устной традиции повествования и были утрачены в результате драматических изменений в истории Гавайев после заселения как полинезийцами, так и европейцами.

Известно, что Менехуне достигли пика популярности после 1861 года, когда учёные и авторы, не являющиеся гавайцами, собрали и опубликовали всё более причудливые истории о таинственных строителях со сверхъестественными способностями. Являются ли Менехуны, следовательно, современным западным изобретением? Или они являются результатом культурной памяти о полинезийцах первой волны? Также возможно, что Менехун является частью более широкого глобального увлечения в XIX веке сказками, вызванного Гансом Христианом Андерсеном и Якобом (1785-1863) и Вильгельмом (1786-1859) Гриммами (братьями Гримм).

Последняя возможность заключается в том, что Homo floresiensis добрался до Гавайев или похожая низкорослая раса была первыми жителями островов, хотя конкретные археологические свидетельства ещё предстоит найти. По крайней мере, открытие Homo floresiensis заставляет экспертов переосмыслить гипотезу о расселении людей "Из Африки пешком".
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Подземные человечки из легенды индейцев Чероки

Средний рост такого человечка составлял чуть выше колена обычного среднего мужчины. При этом человечки имели экстрасенсорные способности, а также были способны перемещаться в пространстве и исчезать, как это было необходимо. Читать далее »

Как убить бога: Жизнь гавайцев после убийства Кука

После шести месяцев в море кальвинисты бросили якорь у архипелага и обнаружили, что его окружает «самое густое язычество», а за его залитыми солнцем пейзажами скрывается ужасное отчаяние. Вирусы, завезенные британцами, убивали целые семьи и деревни, а выжившие напивались до смерти. Читать далее »

Пропавший шахтёр вернулся домой через 5 лет

Пропавший шахтёр прожил под землёй пять лет с горными людьми. Вернулся домой живой и здоровый. Читать далее »

7 увлекательных мистических южноафриканских мифов и легенд

В каждой культуре есть свои истории, которые рассказывают для того, чтобы объяснить окружающий мир. Многие истории — просто результат сверхактивного воображения, призванного вызвать у аудитории чувство удивления. Читать далее »

Духи местности: кто это

Когда человек попадает в странное, необычное или пугающее место в дикой природе, он ощущает присутствие духа местности. Эти чувства указывают человеку, что он в святом месте. Трепет, испытываемый в эти минуты, объясним присутствием духа местности. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-